11.1 Причины “отказов” рынка.
11.2 Положительные и отрицательные внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.
11.3 Государство и внешние эффекты.
11.1. Во-первых, Парето-эффективная аллокация возникает только на конкурентных рынках. Поскольку рыночный механизм сам по себе не исключает возможности возникновения монополий, то к числу важнейших экономических задач государства относятся антимонопольная политика и регулирование деятельности естественных монополий (через налоги и дотации).
Во-вторых, до сих пор при исследовании механизма функционирования рыночного хозяйства предполагалось, что рыночная цена, с одной стороны, отражает все затраты, возникающие в хозяйстве, а с другой – характеризует всю полезность, извлекаемую потребителями из данного блага. В действительности при производстве и потреблении благ часто возникают “внешние эффекты” (экстерналии), не находящие отражения в ценах.
Чтобы с позиций общества оценить экономические результаты определенного вида хозяйственной деятельности, нужно к частным затратам и доходам добавить внешние затраты и выгоды:
|
|
частный доход (PB)-частные затраты (PC) = частная прибыль (PrP)
+ + +
внешние выгоды (EB)-внешние затраты(EC) = внешняя прибыль(PrE)
= = =
доход общества (SB)-затраты общества (SC) = прибыль общества (PrS)
При наличии внешних затрат в нерегулируемом рыночном хозяйстве будет производиться и потребляться продукции больше оптимального для общества объема.
Когда производство продукции сопровождается внешней выгодой, тогда выпуск, определяемый рынком, не достигает оптимальных с точки зрения общества размеров.
В-третьих, до сих пор анализ механизма функционирования рыночного хозяйства основывался на предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ – частные блага. Конституирующими характеристиками частных благ выступают два свойства: с одной стороны, они являются объектом конкуренции потребителей (частные блага “конкурентны”), с другой, для тех потребителей, которые не готовы заплатить за их обладание рыночную цену, они недоступны (частные блага “исключаемы”). Большинство экономических благ являются частными. Но кроме них, существуют “неконкурентные” и “неисключаемые” блага, которые называются “общественными” (например, установление и поддержание общественного правопорядка, обеспечение национальной безопасности, строительство и эксплуатация маятников).
В-четвертых, к числу условий, определяющих эффективное функционирование конкурентных рынков, относится полная информированность покупателей о потребительских свойствах приобретаемых благ. Но при постоянном обновлении ассортимента и усложнении продукции, это условие не всегда выполняется.
|
|
Проанализируем причины “отказов” рынка и рассмотрим методы решения возникающих при этом проблем.
11.2. Внешние эффекты (экстерналии) – это влияние действий экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц. Внешним эффектом в потреблении называется воздействие, оказываемое потреблением блага одним субъектом на потребление или производство другого субъекта. Примеры: езда на мотоцикле, курение в учреждениях, смог от автомобилей в крупных городах и т.д.
Отрицательные внешние эффекты являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты. Результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара.
Положительные внешние эффекты являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают не выявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара. Результатом позитивной экстерналии является недопроизводство и недооценка данной продукции. Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды.
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC = MSB
Решению проблемы экстерналий могут способствовать объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.
Проблема внешний эффектов может решаться также путем внеэкономических методов (воспитание, общественное мнение, “золотое правило морали”).
Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. “Невидимые” прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
Теорема Коуза-Стиглера гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.
11.3. Многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, ассиметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.
|
|
1. Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду.
2. Корректирующий налог (налог Пигу) на производителя негативной экстерналии устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
T=MEC, тогда MPC+T=MSC,
и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это приводит к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равной предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями:
G = MEB, тогда MPB + G = MSB,
и кривая предельной частной выгоды с учетом корректирующей субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня.
3. Создание рынков прав на загрязнения. Устанавливая определенный допустимый объем загрязнений, государство тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения.