Под ревизионной деятельностью понимают выполнение отдельных контрольных процедур или их совокупность по исследованию состояния объекта ревизии за определённый период времени.
Основы, порядок и принципы подготовки, планирования и проведения ревизий и проверок являются универсальными для всех видов и форм контрольной деятельности.
При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольных органов соответствующих федеральных служб обязаны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Минфина России, других министерств и иных органов исполнительной власти, правовыми актами субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершённых в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухучёте и отчётности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством, нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
|
|
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемой организации.
Цель ревизии или проверки (эти понятия используются как синонимы) – осуществление контроля над соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством.
|
|
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и её руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учётом объёма предстоящих работ вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
При отсутствии или запущенности бухучёта в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролёром-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний, направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухучёта в проверяемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухучёта.
Результаты ревизии оформляются актом. Он подписывается руководителями ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получение с указанием даты получения.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном порядке для вручения акта ревизии. В случае отказа должностных лиц проверяемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтверждённых имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведённых встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чём выразились нарушения, размер документально подтверждённого ущерба и другие последствия этих нарушений.
Руководитель ревизионного органа по представленным материалам проверки в срок не более десяти календарных дней определяет порядок дальнейшей реализации этих материалов. По результатам проведенной ревизии руководитель ревизионного органа направляет руководству проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Кроме того, руководителем ревизионного органа материалы проверки по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.
Материалы ревизии, проведённой по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке.