Договора в сфере реализации сельскохозяйственной продукции

Поэтапный переход от системы планового сельского хозяйства к рыночной системе аграрных отношений внес кардинальные изменения в сферу регулирования договорных начал сельскохозяйственных предприятий. Тем самым было принято решение о переходе на госзаказ и госконтракт при закупке сельскохозяйственной продукции и отказе от государственных плановых заданий.

Понятие и содержание этих договоров определены Законом «О поставках продукции для государственных потребностей» от 22 декабря 1995 года (ВВРУ. – 1996. - №3. – ст.9); Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 года (ВВРУ. – 2000. - №20. – ст.148. с изменениями и дополнениями от 16 января 2003. – ВВРУ. – 2003. - №14. – ст.98). В соответствии со ст.1 первого Закона государственный контракт – это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя.

Законом закреплено, что гарантом по обязательствам государственных заказчиков выступает Кабинет Министров Украины, который 26 февраля 1996 года утвердил «Порядок формирования и размещения госзаказов на поставку продукции для государственных потребностей и контроля за их выполнением» (ЗПУУ. – 1996. - №8. – ст.239). В развитие п.4 ст.1 Закона 18 января 1996 года издан Указ Президента «Об удовлетворении государственных и региональных потребностей в сельскохозяйственной продукции на 1996 год» (Урядовий кур’єр от 23 января 1996 года), в котором определена специфика правовой регламентации поставок сельхозпродукции для государственных потребностей.

Из содержания данных нормативных актов вытекают следующие направления в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере удовлетворения государственных потребностей.

Во-первых, установлена обязательность исполнения госзаказов определенными исполнителями, деятельность которых основана полностью или частично на предписаниях госзаказов.

Во-вторых, законодательно установлено, что существует общегосударственные и региональные потребности в сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, разрешено использование спотовых и форвардных сделок при формировании зерновых ресурсов для государственных потребностей с помощью Украинской аграрной биржи и региональных аграрных бирж, что определено постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 1995 года «О мероприятиях по развитию рынка сельскохозяйственной продукции в Украине» (Урядовий кур’єр от 14 октября 1995 года).

В-четвертых, в качестве основных правовых форм, определяющих взаимоотношение между продавцами и покупателями, установлены государственные и региональные контракты на продажу и покупку сельскохозяйственной продукции для удовлетворения государственных и региональных интересов в этой продукции.

В-пятых, в Указе Президента Украины от 18 января 1996 года определены основные положения содержания госконтрактов:

- условия соглашений;

- права и обязанности сторон, которые уточняются и дифференцируются в конкретных договорах, заключаемых между товаропроизводителями и покупателями сельскохозяйственной продукции.

Несвоевременность выплаты государством денежных сумм за купленную продукцию, несоблюдение принципа эквивалентности в договорных отношениях привело к систематическому отказу сельскохозяйственных предприятий от заключения госконтрактов, обеспечивающих потребности государства в сельскохозяйственной продукции. По мнению ряда ученых и практиков, до начала стабилизации рыночных отношений, госзаказ как необходимую меру, обеспечивающую реализацию экономических интересов государства, выраженных в закупке необходимого количества сельскохозяйственной продукции для удовлетворения государственных потребностей, следует сохранить.

Однако, соблюдение взаимных интересов договорных субъектов должно осуществляться в рамках госконтракта с учетом положений госзаказа. Государство не имеет права диктовать аграрным товаропроизводителям свои условия в отношении заключения данного вида договоров, поэтому госзаказ следует рассматривать как заказ на закупку необходимого количества сельскохозяйственной продукции для удовлетворения государственных потребностей в ней.

Особого внимания заслуживают положения, закрепленные в п.8 ст.2 Закона «О поставках продукции для государственных потребностей», предусматривающие, что для исполнителей госзаказа, полностью или частично основанных на государственной собственности, а также субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности – монополистов на аграрном рынке, госзаказы на поставку продукции являются обязательными, если их выполнение не влечет причинения убытков их исполнителям. Из этого следует, что госзаказ представляет собой государственно-властный документ, обязывающий соответствующих субъектов заключать договор на поставку определенной продукции с целью удовлетворения государственных потребностей.

Также в Указе Президента от 18 января 1996 года определен перечень товаропроизводителей, которые могут быть стороной в госконтракте:

- аграрные предприятия различных видов;

- граждане осуществляющие ведение фермерского или личного подсобного хозяйства.

Закреплено принципиально важное положение, заключающееся в том, что продавцом сельскохозяйственной продукции может выступать только ее производитель, а это устраняет участие различных посреднических организаций, и, следовательно, уменьшает возможные дополнительные накладные расходы.

Государственными заказчиками на сельхозпродукцию выступают уполномоченные Кабинетом Министров Украины министерства и другие центральные органы управления. При этом в Указе определены права и обязанности заказчиков в процессе формирования госзаказа и практического его осуществления посредством использования договоров. По договору закупки товаропроизводитель обязуется с соблюдением определенных технологических, агротехнических, экологических требований произвести и продать государственному заказчику обусловленный объем сельхозпродукции, а последний обязан принять продукцию и оплатить ее по обусловленным ценам и в установленные сроки.

В договоре закупки предусматриваются все необходимые условия обеих сторон с учетом специфики аграрного производства. В договор закупки, в отличие от договора поставки, включаются обязанности потребителя принять у хозяйства всю продукцию, которая доставлена госзаказчику, а не только продукцию, предусмотренную договором. Данное условие стимулирует товаропроизводителей к производству наибольшего количества сельхозпродукции. При отказе принять продукцию потребитель возмещает продавцу соответствующие убытки, в этом случае продавец вправе продать продукцию другим покупателям. В договоре определяются условия о цене, возможности бартерных сделок, ответственность сторон и другие.

Участвуя в биржевой деятельности, сельскохозяйственные производители могут заключать и так называемые спотовые, форвардные и фьючерсные сделки (контракты).

По спотовому контракту торговля производится наличным стандартным товаром, который поставляется в течение недели после заключения соглашения к сертифицированному биржевому складу за счет продавца. Оплата должна быть произведена в течение двух дней после заключения соглашения.

Форвардный контракт имеет в виду поставку стандартного товара в будущим – через один, три, шесть или девять месяцев. Оплата также проводится в течении двух дней после заключения соглашения. Так, сельскохозяйственный товаропроизводитель может весной подписать договор с собственником элеватора на поставку зерна в период сбора по предыдущей и согласованной цене.

Торговля фьючерсными контрактами производится с целью гарантированного сбыта произведенной продукции. Соглашение заключается на поставку продукции в будущем. Но, в отличие от спотовых и форвардных контрактов, оплата продукции по фьючерсным контрактам проводится после ее поставки по ценам, которые составляются на момент перехода права собственности.

Еще эти три вида договоров называют деривативами. Основные положения о них закреплены в Положении о требовыаниях к стандартной (типовой) форме деривативов, утвержденной постановлением Кабинета Министров украины от 19 апреля 1999 г. №632.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: