К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предназначенные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов. Главная цель выделения этого вида земель - сохранение историко-культурного наследия Республики Беларусь. Передвижение в пространстве недвижимых материальных историко-культурных ценностей связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств *. Перечень этих ценностей приведен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 578. К ним отнесены геодезическая дуга Струве, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», исторический центр г. Бреста и др.
В целях обеспечения охраны среды недвижимых материальных ценностей вокруг них устанавливаются следующие зоны: охранная, регулируемой застройки, охраны природных окрестностей, охраны культурного слоя. В состав этих зон могут входить земли любой категории, если на них осуществляется деятельность, совместимая с режимом охраны историко-культурной ценности.
Археологические объекты - это материальные объекты или их комплексы, которые возникли в результате жизнедеятельности человека от его появления до периода новой истории и выявлены с использованием специальных археологических методов. К ним относятся укрепленные древние поселения (городища, города, замки) и неукрепленные древние поселения (стоянки, селения), захоронения (курганные и грунтовые), культурный слой исторических мест населенных пунктов и др.
В целях охраны археологических объектов и прилегающей территории, а также рационального использования археологических объектов и положительного их восприятия устанавливаются зоны охраны археологических объектов. Археологическим объектам может быть придан статус материальной историко-культурной ценности.
5. Управление использованием и охрана земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
Правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения формируют:
во-первых, земельные участки, на которых непосредственно находятся вышеперечисленные объекты;
во-вторых, охранные зоны, которые могут устанавливаться вокруг некоторых объектов (заповедников, национальных парков, заказников, курортов, недвижимых материальных историко-культурных ценностей, археологических объектов). Охранные зоны не включаются в состав земель данной категории, но в отношении прав на расположенные в них земельные участки, могут устанавливаться ограничения (обременения). Для этой категории отсутствуют общие правила установления и назначения охранных зон, так как в некоторых случаях законодательство вообще не предусматривает возможности их создания.
Кроме того, следует выделить земли, которые в установленном порядке зарезервированы для образования новых особо охраняемых природных территорий. Резервирование как средство предотвращения нарушения или утраты природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности предусмотрено Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.13). Земельные участки в границах зарезервированных территорий у землепользователей не изымаются и используются по целевому назначению с соблюдением режима охраны и использования этих территорий, установленного решением об их резервировании. В юридической литературе указывается, что эти земли нельзя приравнивать к охранным зонам, которые устанавливаются вокруг уже существующих объектов, для них должны быть установлены особые правила использования и охраны из-за их особого статуса. Законодательство об охране и использовании земель не определяет особенности использования зарезервированных территорий. Целесообразно определить механизм резервирования и для других видов земель, входящих в эту категорию.
Ограничено изъятие и предоставление земельных участков из указанной категории земель для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды. Оно производится областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускается в случаях, установленных Указом № 667 (пп. 1.4).
Среди субъектов землепользования можно выделить две категории лиц;
1)специализированные землепользователи, за которыми закреплены указанные объекты (государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками, национальными парками, а в отношении заказников - государственные природоохранные учреждения или государственный орган (иная государственная организация), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации отдыха и туризма, владельцы недвижимой материальной историко-культурной ценности, археологического объекта и др.);
2)иные землепользователи при условии соблюдения охранного режима.
Правовые формы использования земель данной категории ограничены землевладением и землепользованием. В частную собственность эти земли не передаются (ст. 13 Кодекса о земле). Однако этот вопрос сохраняет некоторую неясность, если принять во внимание состав этой категории. Кроме того, нецелесообразно запрещать приобретение земельного участка в частную собственность, если объект находится в частной собственности, чтобы не создавать противоречий в правовом режиме. Например, историко-культурные недвижимые материальные ценности могут находиться в собственности любой формы (ст. 50 Закона «Об охране историко-культурного наследия»). Собственник материальной ценности берет на себя обязанности по сохранению ценности, подписав составленное Министерством культуры Республики Беларусь охранное обязательство, которое ограничивает свободное распоряжение этим объектом.
Порядок использования земель данной категории определяется специальным законодательством, которое недостаточно регулирует эти правила.
Управление использованием и охраной земель этой категории тесно связано с управлением организацией и функционированием соответствующих территорий. Поэтому важные функции выполняют органы, чья деятельность связана с их организацией и функционированием. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и др. Эти органы взаимодействуют при выполнении своих задач с местными органами управления и самоуправления и Государственным комитетом по имуществу, которые обеспечивают непосредственное управление землями данной категории.
Тема 5. Правовой режим земель лесного фонда
1. Понятие и состав земель лесного фонда
2. Особенности правового режима земель лесного фонда
3. Управление землями лесного фонда