Сущность рынка. Российская Федерация вновь вступила на путь рыночного развития в начале 90-х годов прошлого века

Российская Федерация вновь вступила на путь рыночного развития в начале 90-х годов прошлого века. Чтобы понять рыночные механизмы, действующие на отдельно взятом предприятии, необходимо рассмотреть вопрос о том, что представляет собой рыночная система хозяйствования в целом.

Существует множество определений сущности рынка, большинство из которых можно свести к следующему.

Рынок - это совокупность взаимоотношений и связей между отдельными самостоятельными хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам - продать, а покупателям - купить необходимые товары.

Рыночное хозяйство невозможно без установления и соизмерения определенной ценности, стоимости каждого товара. В этой ситуации важнейшее значение приобретает экономическая категория цены, функцией которой является решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, потребителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, а с другой стороны - производителя, решающего, какой товар произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство. Следует отметить и такой важный аспект, как ограниченность ресурсов общества, предприятия и отдельного субъекта, которые могут быть в каждом временном периоде использованы для производственного и непроизводственного потребления. Это еще более усложняет проблему обоснованного выбора: что производить, каким способом производить, какую часть ресурсов использовать для текущего потребления, а какую - для накопления

В рыночном хозяйстве все товары и ресурсы получают стоимостную оценку при помощи цен. Цены начинают выполнять важную общественную функцию, заключающуюся в распределении товаров, услуг, иных благ, природных и производственных ресурсов между альтернативными вариантами их использования. Проблема выбора между альтернативными вариантами предполагает использование некоторого критерия, которым является поиск выгоды, наибольшей пользы для субъекта, принимающего хозяйственные решения. Это стремление к выгоде является движущим мотивом любой хозяйственной деятельности.

Один из основоположников экономической науки, Адам Смит, следующим образом характеризовал источники возникновения рыночного механизма: "Одинаковое у всех людей, постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство".

Это глубокое и емкое замечание Адама Смита имеет еще одну сторону, еще один мотив рыночного поведения, а именно тот, что рост потребностей каждого человека не имеет видимого предела. Элементарное увеличение потребления благ одной целевой направленности (например, одежды), вызывает к жизни потребность в расширении ассортимента этих благ, а более полное удовлетворение этих потребностей вызывает необходимость удовлетворения других потребностей (мебель, лучшее жилье) и т.д. Этот мотив приводит к появлению еще одной важной категории рынка - спроса.

Таким образом, в условиях рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены, мотивирует спросом производителя выпускать товары и предлагать услуги с меньшей возможной стоимостью. В этом заключается основное преимущество рыночной экономики, в которой производитель и потребитель, руководствуясь соображениями выгоды, направляют свои усилия на достижение эффективности всей экономики.

2.2. Функции и структура рынка.

Рынок выполняет ряд важных для общества функций.

· Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей. К продавцам относятся:

- товаропроизводители, т.е. предприятия, реализующие свои товары и услуги;

- работники, продающие свою способность к труду и квалификацию, рабочую силу;

- владельцы всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время.

К покупателям относятся:

- потребители, приобретающие предлагаемые товары и услуги;

- предприятия и организации, покупающие те ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они и осуществляют производство товаров и услуг.

Чаще всего один субъект выступает на рынке и продавцом, и покупателем.

· В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые для обоих цены на товары и услуги, стимулируя тем самым их производство и сбыт.

· Рынок распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы и по какой цене, и что именно приобрели бы покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

· Обеспечивая обмен информацией об изменении ситуации (спроса, предложения), рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь, цены действуют, как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по следующим признакам:

· по элементам рыночной инфраструктуры;

· по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

· по географическому положению, масштабам и границам;

· по степени ограниченности конкуренции;

· по отраслям сфер производства и услуг;

· по характеру и размерам продаж.

1. Первый признак классификации предполагает выделение рынков разного уровня организованности:

- неорганизованныйо (стихийный) рынок,

- организованный рынок, в том числе биржевой рынок, чему соответствует наличие и финкционирование таких рыночных структур, как организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации, товарные и фондовые биржи;

- высокоорганизованный рынок, имеющий крупные центры купли-продажи, расчетные и клиринговые организации, средства электронной информации, развитую систему безналичных расчетов, охватывающую в том числе и розничную торговлю.

2. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различаются:

- рынок товаров и услуг, включающий в себя множество специализированных рынков соответствующих товаров;

рынок факторов производства, который охватывает процессы купли-продажи таких факторов производства, как земельные участки, производственную недвижимость, основные фонды (станки, машины, оборудование, транспортные средства); сырьевые ресурсы и материальные ресурсы;

- рынок новых идей, тьехнологий, проектов, ноу-хау;

- рынок труда;

- финансовый рынок, охватывающий рынок временно свободных денежных средств (рынок денег) и рынок финансовых инструментов, именуемых ценными бумагами.

Все вышеперечисленные рынки взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. если они находятся в равновесии, то в экономике наступает общее макроэкономическое равновесие.

3. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на местный (региональный) рынок; национальный рынок (в пределах страны) и мировой рынок.

4. По степени ограничения конкуренции различают:

- рынок свободной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- чистая монополия.

Степень ограничения конкуренции определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше влияния оказывают на рынок, где реализуют свю продукцию отдельные фирмы, тем более конкурентным считается рынок. Наиболее высокая степень конкуренцци - это рынок свободной конкуренции. Каждый очередной вид рыночной структуры представляет собой все более существенную степень ограничения конкуренции

5. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить:

- топливный рынок (рынки нефти, газа, угля и т.д.);

- автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и т.д.);

-компьютерный рынок;

- зерновой рынок и т.д.

6. По характеру и размерам продаж различают оптовый рынок и розничный рынок.

Если какие-либо товары, услуги и иные блага предоставляются бесплатно,без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность именуется нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решение вопросов национальной обороны,внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются бюджеты (государственный и местный), специальные фонды (социального страхования, пенсионный), благотворительные организации и прочее.

Важнейшим условием рыночных отношений является возможность получить право собственности на тот товар, за который заплатил покупатель. Право собственности предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным товаром. Для приобретения этого права покупатель совершает сделку купли-продажи.

Это же относится и к продавцам.Они производят свой товар с тем, чтобы передать право собственности на него покупателю в обмен на деньги или иные товары.

Следовательно, рынок может функционировать тьолько по тем товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этого условия лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.

Определенное влияние на рыночные взаимоотношения, в частности, на формирование цены на товар, оказывают так называемые операционные издержки, которые включают в себя стоимость поиска партнеров по сделке, отработку условий купли-продажи, составление контрактов и оформление прав собственности, плату за посредничество, рекламные, транспортные расходы и др. Если перечисленные затраты превышают ожидаемую выручку, то осуществление сделки теряет всякий смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: