Понятие бизнес-процесса
В последние годы происходит активное внедрение методов менеджмента, основанных на новых представлениях о способах управления. Основными причинами развития такого процесса являются:
· рост сложности новых процессов и услуг;
· ограничения на увеличение численности управленческого персонала (для решения управленческих задач);
· низкая отдача от вложений в компьютерные системы и информационные технологии.
Сложилась ситуация, когда иерархическая система управления, организованная по функциональному признаку, стала тормозом на пути выживания производителей. Появилась необходимость в переосмыслении деятельности предприятий и организаций с ориентацией их не на функции, а на процессы.
Под бизнес-процессом понимают серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени [3]. Иными словами, это поток работы, переходящий от одного работника к другому (от одного отдела к другому). Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное число шагов и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов.
|
|
Макропроцесс можно разбить на субпроцессы. Основные процессы обеспечивают производство продукции (выход системы), которую требуют потребители. Вспомогательные процессы обеспечивают осуществление основных процессов. Работу предприятия следует рассматривать как совокупность пронизывающих его бизнес-процессов.
Появление термина «реинжиниринг бизнес-процессов» в начале 90-х гг. XX в. связано с именами М. Хаммера, Дж. Чаппи, Т. Н. Давенпорта [3]. Тем не менее, хотя это и новый термин, многие из теорий, на которых он базируется, уже давно известны. Десятилетиями менеджеров учили, как отмечает П. Дракер, что существует разница между производительностью и эффективностью. Производительность означает «делать что-то как следует», тогда как эффективность – «делать что следует». В 1980-х гг. во многих организациях была внедрена система всеобщего управления качеством. Методы, применяемые в этой системе (например: метод анализа процессов, внутрифирменная оценка деятельности, анализ восприятия процессов), дают ценную информацию для управления бизнес-процессами.
Хаммер и Чаппи определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов компаний с целью достижения коренных улучшений актуальных показателей их деятельности: стоимости, качества, услуг и темпов». Реинжиниринг бизнес-процессов использует преимущества технологий, но не только компьютерных, но и технологий управления изменениями и людьми, что дает возможность эффективнее управлять предприятиями.
|
|
Реинжиниринг бизнес-процессов – это создание новых и более эффективных бизнес-процессов без учета предшествующего развития. Это означает, что бизнес-процессы могут осуществляться и в рамках одной функции или одного подразделения, но основное – то, что они объединяют функции на макроорганизационном уровне. Из данного определения вытекает ряд важных выводов:
1) реинжиниринг бизнес-процесов позволяет начать как бы с «чистого листа» (для этого требуется свободный ум, не скованный рамками существующих систем);
2) реинжиниринг бизнес-процессов ставит под вопрос многие общепринятые предположения (суть этого метода – «все подвергай сомнению»);
3) реинжиниринг бизнес-процессов требует творческого начала. Реинжиниринг зависит от стиля мышления (например, прежде люди всегда работали в офисах, теперь работа в домашних условиях – реальный факт);
4) реинжиниринг бизнес-процессов не сводится только к использованию технологии. На практике реинжиниринг включает и другие элементы: правильное использование принципов управления процессами, развитие методов управления качеством, современные методы мотивации и управления персоналом.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение терминам «информация», «данные». В чем отличие этих понятий?
2. Укажите основные атрибуты информации и дайте соответствующие определения.
3. Дайте определение термину «экономическая информация». В чем отличие терминов «информация» и «экономическая информация»?
4. Приведите классификацию информации, циркулирующей в фирме.
5. Какие вы знаете методы обработки и хранения информации?
6. Что такое информационный продукт? Приведите примеры.
7. Что такое информационная услуга? Приведите примеры. В чем отличие информационного продукта от информационной услуги?
8. Дайте характеристику современного рынка информационных продуктов и услуг. Укажите особенности рынка информационных продуктов и услуг.
9. Что такое инфраструктура рынка информационных продуктов и услуг? Дайте характеристику.
10. В чем заключается суть информационной поддержки бизнеса?