Тема 4 Управленческие решения
Тема 3 Методы управления
Тема 2 Принципы управления
Тема 1 Функции управления и их характеристика
РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА
Европейская модель менеджмента
Европейская модель менеджмента занимает промежуточную позицию между двумя другими - американской и японской, хотя находятся ближе к американской. Отличий между американской и европейской моделями не так уж много. Они обе ориентированы на рост прибыли путем минимизации затрат, однако соперничество между сотрудниками компаний в Европе гораздо ниже, чем в компаниях США.
Функция управления — это особый вид управленческого труда, характеризующий содержание управленческой деятельности и ее этапы. Они являются общими для любой организации и включают планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.
1. Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
|
|
Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:
- Что мы имеем?
- в каком направлении необходимо двигаться дальше?
- какие помехи могут возникнуть?
какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?
Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.
На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организаци.
Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические планв. Каждый такой план включает в себя систему мероприятий, которую необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.
На нижнем уровне организацииразрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.
В условиях перехода к рыночным отношениям планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, конкурентную проверку проходят не столько товары, сколько система планирования, способность управления делать правильные выводы из имеющейся информации и своевременно принимать взвешенные решения.
План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии.
Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.
|
|
Для успешной реализации планов необходимо найти эффективный способ сочетания задач и работников, их решающих. Для этого необходимо осуществить следующую функцию управления - организацию.
Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры хозяйствующей единицы организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.
Таким образом, функция организации представляет собой создание реальных условий для достижения запланированных целей.
Этапы осуществления функции организации:
1 разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций
2 определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.
3. делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов
4. построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.
5. организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.
Не менее важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать или брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Т.е. мотивация — это процесс побуждения человека и других людей к какому-нибудь виду деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.
Одной из концепций мотивации, возникшей в конце прошлого века, является концепция «кнута и пряника», которую Тейлор и его современники довели до совершенства в начале XX века.
На смену этой концепции в 20-х годах пришла концепция мотивации, базирующаяся на использовании методов психологии.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Поэтому главные инструменты выполнения этой функции - это наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Процесс контроля состоит из установившихся стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если реальные результаты отличаются в худшую сторону от принятых в планах предприятия.
По времени осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.
Предварительный контроль проводится до начала работ и включает контроль имеющихся трудовых, финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для производства товаров и услуг.
|
|
Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения производственной деятельности программы и требует обязательного наличия обратной связи.
Заключительный контроль проводится по завершении какого-либо периода (квартала, года, нескольких лет). Этот вид контроля не может повлиять на результаты, полученные ранее, но дает руководителям необходимую информацию для планирования деятельности предприятия в будущем и связывает мотивационное вознаграждение с достижением определенных целей.
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно руководителями. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевидения, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
|
|
В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими».