Разработка инновационной стратегии

Разработка стратегии является залогом успеха инновационной деятельности и важной составляющей инновационного менеджмента. Необходимость стратегического планирования обуславливается растущей конкуренцией. Такое стратегическое планирование преследует цели:

- эффективное распределение и использование ресурсов;

- адаптация к внешней среде - означает обеспечение эффективного приспособления к изменению факторов (политических, демографических, социально-экологических).

Иногда стратегия возникает после идеи, связанной с новшеством. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Последовательность разработки стратегии:

1.Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели. Она должна учитывать:

- основные направления деятельности фирмы.

- основные факторы во внешней среде и характер их влияния на деятельность фирмы.

-традиции и внутренний рабочий климат организации.

2. Второй этап - тщательный анализ внешней и внутренней среды организации. При этом оцениваются изменения происходящие /могущие произойти в плановом периоде. Выявляются факторы, угрожающие позиций фирмы. Исследуются и оцениваются факторы, благоприятные для деятельности фирмы. На этом этапе может использоваться SWOT – анализ

СВОТ (CWOT) - сокращенное слово, образованное из начальных букв английских слов:

S – Strengths – сильные стороны;

W – Weakness – слабые стороны;

O – Opportunities – возможности;

T – Threats – угрозы.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей. Все полученные данные заносятся в таблицу.

Таблица – Первичный SWOT–анализ

Возможности, проистекающие из внешней среды О Сильные стороны предприятия по отношению к внешней среде S
1. 2. 1. 2.
Угрозы, проистекающие из внешней среды Т Слабые стороны предприятия по отношению к внешней среде W
1. 2. 1. 2.

После этого устанавливаются цепочки связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Затем ставятся задачи по развитию фирмы и уменьшению слабостей, с тем чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.

3. После постановки общей цели и анализа внешней и внутренней среды осуществляется корректировка и конкретизация целей, выдвинутых на первом этапе. При этом должны быть решены основные задачи:

4.Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии с помощью матричных методов или на основе анализа, проведенного на втором этапе. Одним их матричных методов выбора стратегии является матрица Бостонской консалтинговой группы, которая позволяет предприятию клас­сифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж.

Рост объема продажНизкий Высокий   Звезды Дикие кошки (трудные дети)
  Дойные коровы Собаки (неудачники)
  Высокая Низкая Доля рынка

Используя матрицу, можно определить, во-первых, какой из товаров фирмы играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика его рынка: разви­вается, стабилизируется или сокращается.

Наиболее конкурентоспособными будут те, которые занимают значитель­ную долю на быстрорастущем рынке (товары-звезды). Они требуют дополнительных инвестиций для усиления конкурентных преимуществ.

Товары – «дойные коровы» - основные источники доходов организации и доходы от их реализации могут быть направлены на поддержку других товаров.

Товары – «трудные дети» занимают малую долю на рынке развивающейся отрасли, поддержка со стороны потребителей – незначительная, ведущее положение на рынке занимают товары-конкуренты. Необходимо решить, что делать: или увеличить расходы на рекламу, или искать новые каналы сбыта, или улучшить характеристики товара, или уйти с рынка.

Товары - «собаки» должны быть сняты с производства.

В немалой степени популярности матрицы Бостонской консультативной группы обусловлена образной выразительностью названий ее секторов.

Пользуясь указанным методом, можно оценить конкурентоспособ­ность продукции, выработать стратегию поведения на рынке. Они широко применяются американскими консультационными фирмами и являются достаточно удобным практическим инструментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: