Разработка стратегии является залогом успеха инновационной деятельности и важной составляющей инновационного менеджмента. Необходимость стратегического планирования обуславливается растущей конкуренцией. Такое стратегическое планирование преследует цели:
- эффективное распределение и использование ресурсов;
- адаптация к внешней среде - означает обеспечение эффективного приспособления к изменению факторов (политических, демографических, социально-экологических).
Иногда стратегия возникает после идеи, связанной с новшеством. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Последовательность разработки стратегии:
1.Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели. Она должна учитывать:
- основные направления деятельности фирмы.
- основные факторы во внешней среде и характер их влияния на деятельность фирмы.
-традиции и внутренний рабочий климат организации.
2. Второй этап - тщательный анализ внешней и внутренней среды организации. При этом оцениваются изменения происходящие /могущие произойти в плановом периоде. Выявляются факторы, угрожающие позиций фирмы. Исследуются и оцениваются факторы, благоприятные для деятельности фирмы. На этом этапе может использоваться SWOT – анализ
СВОТ (CWOT) - сокращенное слово, образованное из начальных букв английских слов:
S – Strengths – сильные стороны;
W – Weakness – слабые стороны;
O – Opportunities – возможности;
T – Threats – угрозы.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей. Все полученные данные заносятся в таблицу.
Таблица – Первичный SWOT–анализ
Возможности, проистекающие из внешней среды | О | Сильные стороны предприятия по отношению к внешней среде | S |
1. 2. | 1. 2. | ||
Угрозы, проистекающие из внешней среды | Т | Слабые стороны предприятия по отношению к внешней среде | W |
1. 2. | 1. 2. |
После этого устанавливаются цепочки связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Затем ставятся задачи по развитию фирмы и уменьшению слабостей, с тем чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.
3. После постановки общей цели и анализа внешней и внутренней среды осуществляется корректировка и конкретизация целей, выдвинутых на первом этапе. При этом должны быть решены основные задачи:
4.Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии с помощью матричных методов или на основе анализа, проведенного на втором этапе. Одним их матричных методов выбора стратегии является матрица Бостонской консалтинговой группы, которая позволяет предприятию классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж.
Рост объема продажНизкий Высокий | Звезды | Дикие кошки (трудные дети) |
Дойные коровы | Собаки (неудачники) | |
Высокая Низкая Доля рынка |
Используя матрицу, можно определить, во-первых, какой из товаров фирмы играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика его рынка: развивается, стабилизируется или сокращается.
Наиболее конкурентоспособными будут те, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке (товары-звезды). Они требуют дополнительных инвестиций для усиления конкурентных преимуществ.
Товары – «дойные коровы» - основные источники доходов организации и доходы от их реализации могут быть направлены на поддержку других товаров.
Товары – «трудные дети» занимают малую долю на рынке развивающейся отрасли, поддержка со стороны потребителей – незначительная, ведущее положение на рынке занимают товары-конкуренты. Необходимо решить, что делать: или увеличить расходы на рекламу, или искать новые каналы сбыта, или улучшить характеристики товара, или уйти с рынка.
Товары - «собаки» должны быть сняты с производства.
В немалой степени популярности матрицы Бостонской консультативной группы обусловлена образной выразительностью названий ее секторов.
Пользуясь указанным методом, можно оценить конкурентоспособность продукции, выработать стратегию поведения на рынке. Они широко применяются американскими консультационными фирмами и являются достаточно удобным практическим инструментом.