Планирование производственной мощности и ее использование

План производства продукции основывается на производственой мощности(ПМ) предприятия.

ПМ- максимальновозможный годовой выпуск продукции в установленной планом при полном использовании оборудования, площадей учёте достижений технологии, организации производства, труда и обеспечении высокого качества продукции.

ПМ предприятия-величина переменная, изменяющаяся вместе с условиями производственной деятельности. Для определения ПМ предприятия следует иметь следующие данные:

  1. Номенклатуру и ассортимент вырабатываемой продукции
  2. Сведения о наличных ПМ и имеющимся оборудовании
  3. Полезный фонд работы оборудования
  4. Трудоёмкость каждого вида выпускаемой продукции по всем ведущим операциям
  5. План ввода в эксплуатацию нового оборудования, новых ПМ
  6. План мероприятий по улучшению использования имеющегося оборудования и ПМ
  7. Производительность каждого вида оборудования
  8. Выбытие оборудования и ПМ вследствии износа

ПМ может быть исчислена в натуральном выражении и в условных единицах. Если предприятие вырабатывает 1 вид продукции, то принимают натуральный измеритель.

Если выпускает широкий ассортимент продукции - условный измеритель.

ПМ устанавливают как для всего предприятия, так и для отдельных его цехов, а в пределах цеха –для каждого участка или потока и наконец для оборудования на каждом рабочем месте.

Расчёт ПМ в обувной и швейной промышленности ведётся по-разному. ПМ обувных предприятий рассчитывается ступенчато, начиная с определения ПМ отдельных видов оборудования, затем операций, затем потоков, цехов и предприятия в целом. Мощность оборудования на любом рабочем месте может быть установлена:

Мобор=, где Фп- полезное время работы оборудования за год(час)

- норма штучного времени на выполнение операции(мин)

Так как операция может выполняться на нескольких рабочих местах, оснащённых одинаковым оборудованием, их суммарная производственная мощность будет характеризовать количество единиц продукции, которое может быть обработано на данной операции в планируемом периоде. Поэтому ПМ оборудования на операции можно определить по формуле:

Мопер=Мобор*m, где m-количество единиц оборудования на операции

Если планируемый период= году, то время полезной работы оборудования Фп=Фпл-Фрем

Фрем-время плановых ремонтов оборудования(час)

Затем выявляются “узкие места” в производственных мощностях операций из группы ведущих в потоке, анализируется возможность их повышения в планируемом периоде.

За ПМ обувного потока принимается минимальное из группы ведущих операций при условии что в данном плановом периоде отсуствует возможность его увеличения.

ПМ цеха складывается из ПМ потоков, расположенных в данном цехе, а ПМ предприятия- из ПМ цехов.

ПМ в подготовительном производстве (цехов) складывается из суммы ПМ прессов, установленных в них других видов оборудования.

Расчёт ПМ предприятий швейной промышленности производится на основе пропускной способности рабочих мест.

Особенностью технологического процесса на швейных предприятиях является очень большая доля ручных приёмов по всем выполняемым производства.

Исходя из этого ПМ швейного потока определяется на основе количества рабочих мест, которое может быть размещено на соответствующей площади:

ПМшв=, где

S-площадь, на которой размещается поток(кв.метр)

Sнрм- нормативная площадь на 1 рабочее место(кв.м)

R-резервное(от норматива) число рабочих мест

t- технологическая трудоёмкость единицы изделия, пошиваемого в потоке(час)

ПМ швейных цехов должны быть сопряжены с ПМ подготовительного и раскройных цехов. ПМ раскройного цеха определяется производительностью и количеством настилочного и раскройного оборудования. Для плановых расчётов ориентируется на среднегодовую ПМ, так как в течении года ПМ- величина не постоянная.

ПМсргод= ПМнач + ПМсргодввод – Пмсрггодвывод

ПМсргодввод = Пмсрггодвывод=

t и t(штрих)-вреия функционирования вводимого и выводимого оборудования (месяц)

Определив ПМ потока в цеху и всего предприятия необходимо проверить её соответсвие производственной программе. Такая проверка должна проводиться в разрезе года и кварталов, так как производственная программа может быть неравномерно распределена во времени в планируемом периоде. Так при поквартальном увеличении выпуска продукции может оказаться, что годовое задание соответствует ПМ предприятия, но при этом в первом квартале она будет использована не полностью, а в 4-ом она будет явно недостаточна для выполнения программы.

Рсм=(Кр*Тсм)/ t Pгод=Рсм*n*Драб

Кр-число рабочих мест

Тсм- продолжительность смены

t- плановая трудоёмкость единицы продукции

Рсм- сменный выпуск продукции

n-количество смен

Драб- количество рабочих дней

Производственная программа может быть обеспечена ПМ при ссотношении между ними, когда ПМпроизводственной программы. При случае, когда ПМ меньше производственной программы, то необходимо дополнительные орг-тех мероприятия, обеспечивающие наращивание производственной программы. При этом могут быть произведены мероприятия, требующие капитальных затрат.

Проверка соответствия ПМ предприятия производственной программе может быть осуществлена и путём сопоставления времени полезной работы всего наличного оборудования на каждой ведущей операции со времени работы этого оборудования, необходимым для выполнения производственной программы.

Производственная программа будет соответствовать мощности оборудования при следующем соотношении:

Фпотреб=Фп1*m

Фпотреб=

Фп1-полезное время работы 1-ной машины

m- число машин на операцию

После проведения всех расчётов по определению ПМ и разработки мероприятий по ликвидации узких мест исчисляется показатель использования ПМ предприятия, цехов, потоков в планируемом периоде.

Коэффициент или %-т использования находят делением производственного задания по выпуску продукции в этом периоде на ПМ, выражающуюся в тех же единицах:

Кисп=производственна программа / ПМ

Кисп

3 Планирование ассортимента и качества

В плане производства обязательно отражаются номенклатура продукции и ассортимент. Планированию ассортимента в разных условиях должно придаваться большое значение. Это обусловлено тем что основным показателем, характеризующим результаты работы предприятия в области производства продукции является показатель реализованной продукции. Это означает, что выпускаемая продукция должна максимально соответствовать требованиям рынка и покупателей. Для удовлетворения постоянно растущих потребностей необходимо увеличивать не только количество выработаной продукции и ее номенклатуру, но и расширять ассортимент, повышать качество продукции, конкурентоспособнсть.

Предприятия л/п выпускают продукцию в очень широком ассортименте с делением ее по признакам: - видовому, групповому, родовому, ростовочный, размерному, полнотному, фасонному, модельному, а также по цветам, рисункам, тиснениям и др.признакам.

Видовым ассортиментом называют количественное соотношение разновидности продукции, имеющей одинаковое назначение, но отличающейся по виду или конструкции.

Групповой – количественное соотношение разновидной продукции (в пределах каждого вида) отличающейся или состоянием исходного материала или методами изготовления.

Родовый – количественное соотношение продукции в пределах каждого вида, предназначенной для потребления определнными половозрастными группами населения.

Ростовочный – количественное соотношение продукции, характеризующейся различными ростами.

Полнотный – количественное соотношение продукции, различающейся по объему и полноте.

Размерный – кол-ное соот-е продукции отличающейся по ширине.

Фасонный и модельный – кол-ное соот-е разновидностей продукции разичающейся формой, отделкой, цветом и др.

Планирование видового и группового ассортимента продукции, а также установление задания по выпуску отдельных ее видов цехами предприятия по времени осуществляется по обычной методике построения производственных программ. Видовой ассортимент должен отражать сезонность потребления. Для удовлетворения спроса населения на обувь и одежду сезонного типа летние виды изделий нужно планировать к выпуску с середины первого квартала, а зимние с середины третьего квартала. Демисезонные могут вырабатываться в течение всего планового периода. В соответствии с этим должен быть запланирован запуск сезонных изделий. При планировании видового ассортимента необходимо учитывать, что трудоемкость зимних видов значительно больше трудоемкости летних и демисезонных. При планировании производственной программы возникает задача выбора оптимального ассортимента, с одной стороны отражающего требования потребителя, а с другой – обеспечивающего наибольшую рентабельность предприятия. Эту задачу решают в порядке:

1. Выявляют ожидаемый спрос на продукцию на выпуске которой специализированно предприятие.

2. Определяют ассортимент продукции, характеризующейся высокой рентабельностью выпуск которой может быть обеспечен наличными ПМ.

3. Заключают договоры на поставку продукции оптимального ассортимента потребителя

Задача выбора оптимального ассортимента продукции решается на предприятиях л/п в два этапа:

1 этап – ассортимент еще окончательно не согласован с потребителями и торгующими организациями, устанавливают ожидаемый оптимальный ассортимент, который наилучшим образом соответствует специализации цехов и потоков предприятия, характеризуются высокой рентабельностью и обеспечивает рациональное использование исходных материалов.

2 этап – когда известны условия и объем поставок материально-сырьевых ресурсов и заключены договора с потребителем, решают задачу по установлению оканчательного оптимального ассортимента. При решении задачи выбора оптимального ассортимента экономико-математическими методами необходимо установить ограничения, накладываемые на варианты решений плановыми усилиями деятельности предприятия и целевую функцию, отражающую требования критерия оптимальности.

Критериями эффективности могут быть рентабельность, с/с и количество продукции, ПТ и др.

Критерием оптимальности выбирают на каждом предприятии в соответствии с главными заданиями, решениями в плановом периоде. Оптимизация целей функционирования достигается максимизацией рентабельности и прибыли и минимизации критерия с/с всей вырабатываемой продукции. Целевую функцию по критериям издержек производства (с/с) записывают:

Lmin – мин.значение целевой функции по критерию суммарных издержек

Сi – с/с един.продукции вида I

Рi – количество продукции вида I

n – количество видов вырабатываемой продукции в ее ассортименте.

Целевая функция по критерию прибыли:

Пi – прибыль за един.продукции вида i.

Целевую функцию по критерию рентабельности:

- доля продукции вида I в общем объеме

Ri – рентабельность предприятия при специализации ее на выпуске продукции вида i.

Характер и количество ограниченных уровнений и неравенств при выборе оптимального ассортимента зависит от целевой функции и плановых условий деятельности предприятия.

При целевой функции показывающей минимум издержек, ограничивающие уравнения и неравенства могут отражать:

· Фонд времени работы потока:

ti – трудоемкость единицы продукции вида I

Фn – общий полезный фонд рабочего потока

Данное ограничение имеет особое значение в производствах с преобладанием механической.

· Величина заказов предприятий, потребителей, торгующих организаций: Pi = Bi

Bi – величина заказа по продукции определенного вида.

· Общее количество выработанной продукции:

Ргод – общее количество выпускаемой продукции.

· Расходование определенных видов материальных ресурсов:

Hij – норма расхода материала вида j на единицу продукции вида i.

Mj – имеющееся кол-во мат-ла вида j

m – кол-во видов продукции при изготовлении которой используется матер-л вида j.

m <= n.

· От времени работы ведущих видов оборудования:

Tik – норма времени машины вида к на единицу продукции вида i.

Фк – полезное время работы машины вида к.

Данное ограничение имеет особое значение в производствах с преобладанием химической технологии.

· Неотрицательность переменных: Pi >= 0.

Важными обобщающими показателями, характеризующими работу предприятия по улучшению ассортимента являются коэффициент расширения коэффициент обнавления.

Коэф-т расширения показывает на какую часть расширяется ассортимент продукции в плановом году по сравнению с предыдущим годом.

n – число разновидностей продукции выработанной в плановом году

nб – в предыдущем году

Коэф-т обновления показывает на какую часть обновлен ассортимент в плановом году.

m – число видов новой продукции выработанной в плановом году.

mб – в предыдущем

nб – общее число видов выработанной продукции в предыдущем году.

Помимо новизны продукции, продукция, выпускаемая предприятиями л/п хар-ся сортностью. Сортность определяет градация ее качества в пределах установленных госстандартов временных технических условий. Сортность многих видов продукции зависит от качества материала и сортности и сырья. Сортность определяется количеством пороков и дефектов на ее поверхности, поэтому сорт продукции устанавливается оргонолептическим методом. В отраслях л/п на разные виды продукции установлена разное число сортов: на одежду и обувь – 2 сорта, на каракуль – 30 сортов, кожу хромного дубления – 7 сортов, меховую овчину – 2 сорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: