Киберпространство как сфера экономической деятельности
Тема 4. Электронная коммерция
Интенсивное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к образованию новой сферы экономической деятельности – информационного пространства (киберпространства). Киберпространство – это совокупность информационных серверов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам предприятий бизнес-партнеров и клиентов. Появление новых, существенно расширенных и автоматизированных форм информационного взаимодействия субъектов экономической деятельности породило экономический феномен – электронный бизнес, в рамках которого создаются и развиваются особые предприятия – киберкорпорации.
Киберпространство постепенно создает новую культуру, новую систему принципов производства и распределения на базе электронных цепочек добавленной стоимости. Правильная организация управления киберкорпорацией позволяет добиться стратегического превосходства над конкурентами, усилить связи с партнерами, повысить эффективность производства, уменьшить его издержки и оптимизировать использование людских ресурсов. Перевод бизнеса в киберпространство оказывает влияние на все аспекты организации производства: от стратегического планирования и бизнес-процессов до формирования отношений с партнерами и потребителями. Современные методы и технологии, определяющие внутреннюю эффективность предприятий, хорошо изучены, широко внедрены и успешно используются. Поэтому для сохранения конкурентных преимуществ необходимо пересмотреть сами подходы к ведению бизнеса.
|
|
Следует отличать два основных понятия, связанных с ведением бизнеса в киберпространстве: понятия электронного бизнеса и электронной коммерции.
Электронный бизнес – приложение информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием стандартных общедоступных сетей, прежде всего Интернета. Общедоступность сетей – важнейшая черта новой формы ведения бизнеса, которая сменила предшествующую форму закрытых или выделенных сетей. Электронный бизнес расширяет вошедшее несколько ранее в научный оборот понятие электронной коммерции.
Электронная коммерция – это маркетинг, покупка и продажа продуктов и услуг на технологической основе Интернета. Электронный бизнес использует информацию, представленную в электронном виде, для производства добавленной стоимости, повышения производительности и совершенствования отношений между производителем и потребителем.