Снижающие перепотребление медицинских услуг

Ценовые Неценовые
· выплата заработной платы врачам по жестким ставкам · применение подушевого финансирования; · оплата законченных случаев; · финансирование медицинских услуг методом глобального бюджета; · использование схем фондодержания (когда врачи первичного звена покупают нужные услуги для пациентов) · контроль над деятельностью производителей медицинских услуг · премирование за достижение требуемых результатов · ограничение перечня выписываемых (бесплатных) медикаментов со штрафами при нарушении · интегрированные схемы управления ресурсами

2. Внешние эффекты являются существенной характеристикой рынка медицинских услуг. Так, своевременная вакцинация одних контингентов населения (например, от гриппа) может привести к тому, что привитые лица не заболеют и не заразят других людей, при этом, последние также не захворают и не явятся новым источником распространения инфекции.

3. Асимметрия информации между доктором и пациентом проявляется в уникальной возможности врачей оказывать влияние на спрос медицинских услуг. В связи с этим возникает вопрос, действуют ли доктора всегда исключительно в интересах пациентов? Теоретически доктор должен дать пациенту всю информацию, чтобы пациент мог сам принять решение, а затем выполнить решение пациента. Фактически доктора зачастую руководствуются собственными экономическими мотивами, особенно при гонорарной системе оплаты и часто назначают не всегда нужное обследование и лечение. Это явление носит название «спрос, стимулируемый производителями».

Система здравоохранения носит такой характер, что потребитель медицинских услуг очень плохо осведомлен о медицинских услугах, которые он покупает, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах. В большинстве случаев решение о выборе конкретной медицинской помощи принимается врачами: диагностика, лечение, прием лекарств, госпитализация, периодичность повторных посещений врача – все это в значительной мере происходит под контролем врача. Хотя потребитель может принимать участие в регулировании рынка, но его участие гораздо более ограничено, чем в практически любой другой области финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому в большинстве случаев медицинские услуги в интересах пациентов приобретают квалифицированные посредники – страховщики (в некоторых системах здравоохранения – государство).

4. Этические соображения и проблема справедливости.

Общество считает, что если человек не может купить себе автомобиль или дачный участок – это его личное дело, однако если люди не имеют доступа к базовой медицинской помощи – это несправедливо и рассматривает охрану здоровья, как «привилегию» или «право» и не хочет распределять ее только по ценам или доходам.

5. Государственное вмешательство вызвано тем, что функционирование частного медицинского рынка вызывает много проблем для населения. Это обосновывает целесообразность правительственного вмешательства, которое носит различные формы в различных странах. Отличается лишь степень вмешательства. Так, в стране с преимущественно частной системой медицинского страхования – США, 40% средств на здравоохранение поступает через государственные программы Медикэр и Медикэйд. Все страны постоянно изменяют степень правительственного вмешательства – усиливают там, где оно слабо, и ослабляют там, где оно слишком сильно. Например, от жесткой системы государственного здравоохранения, страны ближнего зарубежья и Восточной Европы, а также Россия перешли в большинстве к конкурентной модели ОМС, к которой не были готовы. Однако такая модель не принесла ни врачам, ни пациентам ожидаемых ими результатов в виде увеличения благосостояния с одной стороны, и повышения качества лечения с другой стороны. Столкнувшись со сложностями введения ОМС, многие лица, говорят о необходимости вернуться назад в те условия, когда существовала чисто государственная система медицинского страхования. При этом они упускают из виду тот аспект, что такая система уже не будет приемлема для общества, и не обеспечит требуемой эффективности здравоохранения.

Действительно, если представляется оптимальным поручить государству обеспечение сбора средств на здравоохранение с перераспределением дохода от богатых к бедным (то есть устанавливать обязательные взносы пропорциональные их доходу), то вызывает сомнение, должно ли государство от имени общества покупать все медицинские услуги и их же оказывать. Опыт России и других стран с государственной системой здравоохранения показал, что государство, решая задачу глобально, не способно гарантировать объем и качество помощи конкретному пациенту и защищать его интересы. С этой задачей лучше справляются конкурирующие страховщики и частные медицинские организации. При этом государство может регулировать их деятельность, обеспечивать ее некоммерческий характер и обеспечивать экономичность деятельности страховщиков.

Вмешательство государства проявляется еще и в установлении особых «правил игры», направленных на защиту пациентов и проявляющихся в обязательном лицензировании и аккредитации лиц, оказывающих медицинские услуги, у которых знания и материально-техническое оснащение соответствуют профессиональным стандартам.

Торговля медицинскими услугами имеет отношение не только к экономике, но и к политике. Установление контроля над медицинскими услугами играет важную роль. Анархия в этом вопросе может представлять угрозу для государства, именно поэтому практически все страны разрабатывают меры регулирования этой сферы услуг с помощью разнообразного набора экономических и правовых форм и методов воздействия на хозяйственные процессы в здравоохранении.

С помощью административных методов регулируется деятельность ЛПУ финансируемых из бюджета. Государство, как собственник создаваемых им структур регулирует работу своих организаций, с целью оптимального (с точки зрения государственных органов) функционирования бюджетного здравоохранения. Это проявляется через издание документов, имеющих обязательное действие (приказы, распоряжения и пр.). В свою очередь руководитель медицинской организации управляет ей в пределах своей компетенции.

К правовым методам регулирования относятся разработка, принятие и реализация законов, постановлений, указов и других нормативных документов, принимаемых государством регламентирующих деятельность организаций здравоохранения всех форм собственности.

Государство разрабатывает специальные законодательные меры регулирования отдельных отраслей услуг. Типичным примером являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», где сказано, что медицинские предприятия всех форм собственности могут осуществлять свою профессиональную деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. При лицензировании оцениваются соответствие условий медицинской деятельности установленному государством отраслевому стандарту. Договорные отношения при предоставлении медицинских услуг регулирует российский Закон «О защите прав потребителей».

К группе экономических методов относится регулирование здравоохранения путем использования налоговых ставок, льгот, а также субсидий. Регулирование деятельности государственных ЛПУ ведется также через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для финансирования системы охраны и укрепления здоровья. Отдельно можно выделить организационно-экономические методы, к которым относят создание государственных ведомственных служб здравоохранения (военная, транспортная, судебная медицина, медицина катастроф и пр.), которые находятся исключительно под государственным контролем и выполняют возложенные на них особые задачи.

К социально-психологическим методам регулирования относится создание особого отношения к врачу, как к последней надежде страждущего человека и его особой, гуманной роли в обществе.

Необходимо отметить, что пока еще не одно общество не выработало действенный механизм реализации права человека на здоровье. Этому мешает противоречие между потребностями пациентов, желаниями врачей и ограниченными ресурсами.

Точка зрения пациента состоит в том, что ему нужно получить высококачественное лечение и, по возможности, за меньшие деньги. Врача, помимо выздоровления больного, также интересует количество денег, которое будет выделено на здравоохранение и с его точки зрения все сводится к простому вопросу: «Кому вы доверяете, когда вам нужно удалить аппендикс? Врачу или тем лицам (экономистам, политикам, чиновникам), которые решают, сколько денег (собранных за счет налогов или ОМС) выделить на лечение?» С точки зрения распорядителей бюджета простых вопросов не бывает, когда речь идет о миллиардах долларов принадлежащих другим людям.

Врачи часто рассматривают лиц устанавливающих стандарты лечения и нормативы оплаты, как бездушных аналитиков, которые лезут в медицину, забывая об интересах пациентов. Лица, отвечающие за финансирование здравоохранения, полагают (и часто довольно обосновано), что многие врачи игнорируют законные интересы налогоплательщиков и их больше всего волнует защита собственных доходов и свобода назначать те анализы и процедуры, которые они считают самыми важными.

Общество действительно не готово вкладывать все свои ограниченные ресурсы на поддержание безграничных потребностей здравоохранения. Существует ряд моментов, имеющих не меньшую социальную ценность, такие как: экологическая программа, помощь малоимущим, содержание армии, милиции, образование и т.п. Все они требуют финансирования. Однако высшим приоритетом является жизнь человека и его здоровье. Поэтому задачей экономики здравоохранения, как науки является эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей населения в поддержании здоровья.

При оказании медицинских услуг существует ряд рисков, которые определяются особенностями рынка услуг и их свойствами. Пациенту продается нечто, не имеющее конкретной материальной формы. Продаются обещания сделать что-то, имеющее ценность для клиента, поэтому продажи сильно осложняются. Можно выделить две основные категории рисков: производителя и потребителя.

Риски производителя.

1. Колебания спроса на услуги, меняющиеся в зависимости от времени года, дней недели. В здравоохранении часто отмечается сезонность заболеваний. Нарастание количества желудочно-кишечных заболеваний отмечается весной и осенью, острых респираторных заболеваний – в осенне-зимний период, а венерических заболеваний – после периода отпусков. Поэтому может существовать проблема содержания «лишнего» штата медицинских работников либо недополучения денег из-за избыточного спроса и недостатка персонала.

2. Вероятность судебного преследования. Пациент, недовольный качеством лечения, может обратиться в суд, для получения компенсации.

3. Во многих случаях присутствует финансовый риск (будут ли компенсированы затраты врача на оказание медицинской помощи).

4. Немаловажным является и риск потери имиджа.

Услуги всегда связаны с человеком, который выступает как создатель проблем для организации, оказывающей услуги. Клиенты нарушают установленные правила, игнорируют предложенные услуги, предъявляют завышенные ожидания. Поэтому медицинские организации вынуждены заниматься изучением поведения потребителей, их пожеланий и запросов, одновременно разрабатывая приемы выравнивания спроса и предложения, и воздействия на потребителей.

Риски потребителя.

Покупка любого товара или услуги обычно связана с потребительским риском, поэтому потребители осознанно или нет, обдумывают, какие риски или непредвиденные проблемы могут появиться, с какой вероятностью и каковы возможные последствия. Риски оказания медицинских услуг, значительно выше, чем физических товаров. Можно выделить следующие основные риски потребителя:

1. Физический риск – не будет ли вреда для потребителя?

2. Финансовый риск – компенсируются ли все затраты пациента?

3. Психологический риск – как приобретение медицинской услуги повлияет на самосознание и самоуважение?

4. Социальный риск – как покупка медицинской услуги повлияет на имидж человека в глазах друзей, коллег и других членов общества? Например, как регулярное посещение человеком психиатра или венеролога повлияет на его имидж.

5. Потеря времени – потеря времени, усилий, удобств при покупке медицинской услуги.

Уровень неопределенности при получении медицинских услуг выше, чем при покупке товаров – выше и возможные потери. При этом существуют различия в степени риска не только между товарами и услугами, но и в зависимости от важности и стоимости услуг, а также от степени самоуверенности покупателя, которая определяется, как правило, его знаниями, опытом и его личностными характеристиками. Подтверждением этого является обращение человека за медицинской помощью к шарлатанам. Недобросовестные врачи и фирмы успешно используют тот факт, что риск покупателя при продаже медицинских услуг гораздо выше, чем при продаже товаров, и оценить его сложнее.

Исторически медицинские услуги не сопровождались предоставлением каких-либо гарантий. Можно вернуть бракованную машину, но вернуть неправильно проведенное лечение практически невозможно. Даже если подать на врача в суд за неэффективное лечение, то очень сложно будет оценить в деньгах нанесенный ущерб. Медицинские услуги могут быть такими сложными или специализированными, что потребитель из-за отсутствия опыта или специальных знаний не сможет их реально оценить и обычно доверяет конкретному врачу, специалисту. Парадоксально, но при оказании медицинской услуги наличие гарантий может быть более важными для покупательского удовлетворения, чем само качество услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: