Классификация рынка
Стадия общественного воспроизводства
Распределение:
1. Распределение вновь созданного продукта между различными слоями общества;
2. Производственное формирование личных доходов;
3. Производственные доставки и реализации товаров.
Обмен – смена собственника того или иного блага. Сфера обмена и представляет собой рынок, и пока будет существовать потребность в обмене, рынок невозможно ликвидировать.
По форме организации:
1. Базар;
2. Ярмарка;
3. Магазин;
4. Аукцион;
5. Биржа
По территории:
1. Местный;
2. Международный.
В зависимости от состояния и наличия рынка выделяют несколько типов хозяйств:
1. Традиционное – консервация существующих потребностей, уравновешенное распределение изготовленных продуктов, распределение осуществляется по принятым традициям;
2. Плановое – общество развивается по плану, распределение осуществляется несколькими людьми;
3. Рыночное – все распределение осуществляется в зависимости от доходов потребителей и цен на товары.
|
|
Част.собст. | Гос.собст. | |
Рынок | США | Югославия |
Плановое хозяйство | Германия до 1945 г | СССР |
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
4. Как много производить?
5. И способна ли система адаптироваться к изменениям?
1. В рыночной экономике может производится только то, что будет производится с прибылью, следовательно, неприбыльные производства не будет, следовательно, «провалы» рыка, когда рынок оказывается не способен обеспечивать население важными товарами и услугами. Прибыльное производство иллюстрирует развивающиеся отрасли, и убыточно – сокращающиеся.
Первый вопрос: «Что производить?» решается потребителем за счет т.н. голосования рублем.
Второй вопрос: «Как производить?»
Ресурсы | Цена за единицу | Технология №1 | Технология № | Технология №3 | |||
Труд | |||||||
Земля | |||||||
Капитал | |||||||
Пред. спо-ть | |||||||
Обычно выбирается та технология, у которой издержки меньше (технология № 1).
Третий вопрос: «Для кого производить?» Для того у кого есть деньги.
Пятый вопрос: «Способна ли система адаптироваться к изменениям?»
Наиболее эффективной оказалась рыночная система, сумевшая продемонстрировать возможность быстро перестраиваться.
Преимущества рыночной системы:
1. Личная свобода;
2. Развитие конкуренции;
3. Инцинирование технологического процесса
Недостатки:
1. Проблемы участия конкуренции;
2. Торможение научно-технического прогресса.
Отраслевая классификация рынков
|
|
Характеристики | Совершенная конкуренция | Монопольная конкуренция | Олигополия | Монополия |
1. Количество фирм в отрасли | Очень много >70 | Много, <70 | Несколько 4…10 | Одна |
2. Вид товара | Стандарти-зированный | Дифферент-ный | Стандартизированный или дифферентный | Уникальный, нет заменителей |
3. Контроль над ценой | Отсутствует | Незначителен | Обусловлен взаимосвязью между фирмами | Полный |
4. Выход в отрасль | Свободный | Практически без затруднений | Затруднен | Блокирован |
5 Доступ к информации | Свободный | Затруднен | Затруднен | Затруднен |
Пример | с/х | Предприятия службы быта | Авто производство, сталелитейное производство, кораблестроение | «Алмазы России» |
В реальной экономике несовершенная конкуренция практически не встречается, а отраслевые модели рынка нужны лишь для того, чтобы лучше понимать происходящие процессы в экономике.
Монополия – прежде всего экономическая власть.
Для характеристики экономической власти используются показатели концентрации рынка:
1. Наиболее простой показатель – показатель (коэффициент) четырех , показывающий суммарный объем продаж четырех крупнейших фирм в общем объеме продаж отрасли;
2. - аналогичен и показывает объемы продаж восьми крупнейших фирм…;
3. Индекс Герфинделя: - сумма квадратов объемов продаж всех фирм отрасли, выраженных в процентах, где доля объема продаж ой фирмы в общем объеме продаж отрасли, выраженная в процентах, число фирм в отрасли. Чем больше индекс Герфинделя, тем больше власть каких-либо фирм над рынком.
В реальной экономике введено понятие доминирующего положения, которое обязано быть доказано в суде.