ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Принятие решения представляет собой прагматическое преобразование информации и сводится к действию над множеством альтернатив, в результате которого получается подмножество выбранных альтернатив. Как правило, это одна альтернатива, но это необязательно, а иногда и невозможно. Решение задач выбора сводится к сужению множества альтернатив, которое возможно, если имеется способ сравнения альтернатив между собой и определения наиболее предпочтительных. Каждый такой способ называется критерием предпочтения.
Существуют различные задачи выбора,
– множество альтернатив может быть конечным, счетным или континуальным;
– оценка альтернативы может осуществляться по одному или по нескольким критериям, которые в свою очередь могут иметь как количественный, так и качественный характер;
– режим выбора может быть однократным (разовым) или повторяющимся, допускающим обучение на опыте;
|
|
– последствия выбора могут быть точно известны (выбор в условиях определенности), иметь вероятностный характер, когда известны вероятности возможных исходов после сделанного выбора (выбор в условиях риска) или иметь неоднозначный исход, не допускающий введения вероятности (выбор в условиях неопределенности);
– ответственность за выбор может быть односторонней (в частном случае индивидуальной) или многосторонней. Соответственно различают индивидуальный или групповой выбор;
– степень согласованности целей при многостороннем выборе может варьироваться от полного совпадения интересов сторон (кооперативный выбор) до их противоположности (выбор в конфликтной ситуации). Возможны также промежуточные случаи, например компромиссный выбор, коалиционный выбор, выбор в условиях нарастающего конфликта и т.д.
Различные сочетания перечисленных вариантов приводят к многообразным задачам выбора.
Идея создания искусственного подобия человеческого разума существует с давнейших времен. Впервые ее выразил Р.Луллий (1235-1315 гг.), который еще в XIV в. Пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.
Автоматизированные информационные системы, используемые для решения задач, связанных с поддержкой принятия управленческих решений, разделяются на два вида:
1. Обеспечивающие информационную поддержку пользователя, то есть предоставляющие доступ к информации в базе данных и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в полученных отчетах, специалист принимает решение;
|
|
2. Формирующие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Автоматизированные системы, обеспечивающие информационную поддержку пользователя, должны содержать процедуры манипулирования данными в информационной системе, которые обеспечивают следующие возможности:
– составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
– быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
– управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
– логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
– автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решения, могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает формирование и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Основными функциями модельной информационной системы являются:
– возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;
– достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
– оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
– возможность графического отображения динамики модели;
– возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные информационные системы обеспечивают формирование и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационных фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникающая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступить второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Экспертные системы имеют широкие перспективы: известны их многочисленные практические реализации в разнообразных предметных областях. Экспертная система является системой, накапливающей опыт и знания экспертов и способных впоследствии заменить самих экспертов. Такие свойства экспертных систем реализуются благодаря двум их особенностям:
1) наличию полученных от человека (эксперта) знаний в определенной предметной области в форме набора фактов (предметное знание) и эвристических приемов (эмпирических правил), вводимых в машинную базу данных и базу знаний. Наиболее употребительным форматом представления знаний являются продукционные системы. В таких системах правила в базе знаний представлены в формате "ЕСЛИ <условие>, ТО <действие>". При этом <действие> может быть и действием по изменению содержимого базы данных;
|
|
2) в отличие от программных систем прошлых поколений машина оперирует не только с "данными", но и с понятиями, выраженными в терминах естественного языка, а также со знаниями о классах объектов, обозначенных этими терминами, и отношениями между ними. Это достигается созданием специальных программ; в последние годы разработан специальный язык Пролог, операндами которого служат как элементы данных, так и правила-операторы.