Основные направления и тенденции развития общественного призрения и частной благотворительности в первой половине XIX в

Общественное призрение:

1. Некоторые общества действовали са­мостоятельно и по своей программе. Такие, как Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императ­рицы Марии (связанные с членами императорской семьи) вхо­дили в разряд заведений «на особом положении». Их специфи­ка в том, что они имели особые привилегии со стороны государ­ства, от частного финансирования до предоставления различ­ных льгот и индивидуальных поощрений.

2. Общественное при­зрение начинает складываться в определенную систему со сво­ими светскими институтами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественно­го призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. Начинается регламентация общественного призрения (А.Н. Радищев).

3. складываются государственные подходы к проблемам инвалидности,материнства и детства, а также социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности (приобретают систему и оформляются в определенные направления призрение глухонемых и призрение по проблемам детства). Это расширяет практику помощи и поддержки, вно­сит в нее элементы профессионально-деятельных подходов.

4. общественное призрение не ограничивается только помощью, а тесно связано с просвещением и воспитанием. В этой связи характерна благо­творительная деятельность различных воспитательных об­ществ («Воспитательное общество благород­ных девиц» и др.). Учреждения осуществляли деятельность по следующим направлениям: призрение младенцев, с организа­цией яслей во многих городах; призрение взрослых, детей; при­зрение слепых и глухонемых; учреждения женского воспита­ния и образования; учреждения воспитания и призрения маль­чиков, юношей; учреждения призрения взрослых; учреждения врачебно-медицинской помощи.

5. основателями об­ществ становились не только монаршие, но и военные, (1847 г. «Обще­ство посещения бедных» основал кн. В. Ф. Одоевский), и масоны и т.д. Основу дея­тельности Общества составляли следующие направления помо­щи: поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами, сирот и детей бедных родителей; вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.; помощь больным, лечение, отпуск лекарств.

6. складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения (появляется нестационарное призрение).

7. централизация финансирования общественного призрения – создание различных обществ, организаций в целях аккумулирования капитала благотворителей для его централизованного направления на наиболее ак­туальные нужды (Совет Императорского Чело­веколюбивого Общества (1816 г.) и др.).

8. В подходах к идеологии помощи происходит переоценка ви­дения проблематики клиента. Если на ранних этапах обще­ственного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности — заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государ­ственными институтами, и именно они определяли его необхо­димость в данной роли. Да и сам человек оценивается с новых критериальных позиций как деятель, как носитель обществен­но полезного труда. В этом отношении изменяются и идентифи­каторы. Деятельность, труд, возможность или невозможность приносить пользу — вот те критерии, на которых начинает ба­зироваться новая доктрина помощи. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в общественной мысли в области социальной помо­щи: социально-административные или реформистские, соци­ально-философские, социально-медицинские.

Частная благотворительность имела самые разнообразные формы и направления. Три основные тенденции в её деятельности: частные благотворители либо организовывали и финансировали институты помощи и поддержки, либо оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований, либо осуществляли социальный патронаж над той или иной ка­тегорией нуждающихся.

Среди сторонников частной благотворительности выделяются две группы: те, кто считали, что благотворитель­ность должна предоставляться всем нуждающимся (И. В. Лопухин), и те, кто выступали за выборочную благотворительность (В. Ф. Одоевский).

Таким образом, административная система помощи нуждающим­ся включает в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентив­ные и защитные меры относительно различных слоев населе­ния, усиление законодательной базы, регулирующей отноше­ния между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечают­ся тенденции институциональной системы помощи, представ­ляемой различными ведомствами – общественными и частны­ми институтами защиты и призрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: