Тема 13. Основные методы и специфические методики социальной работы с различными категориями населения

Виды учреждений социального обслуживания

Практически в каждой стране мира существуют раз­личные виды учреждений, занимающихся социальным об­служиванием населения. Несмотря на кажущееся разнооб­разие таких учреждений, различные их названия в разных странах, всех их можно разделить на две группы: общепро­фильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открывае­мые для обслуживания жителей конкретной общины, ком­муны, муниципалитета и других самых малых территори­альных административных единиц. Такие учреждения в разных странах называют по-разному: в США — "коммю-нити— центры", в Швеции — бюро социальных услуг, в Германии — социальные отделения и т.д. Но суть их дея­тельности едина: находясь максимально близко к месту жи­тельства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся (либо обратившимся за помощью, как в США, либо и обратившимся, и выявленным социальны­ми работниками, как в Скандинавских странах, Канаде и др.). Аналогом подобных учреждений в России являются территориальные центры социальной помощи семье и де­тям.

Безусловно, в каждой стране в деятельности учрежде­ний этого вида имеются свои особенности. Так, в Германии социальные отделения наряду с консультацией и предос­тавлением информации обратившимся гражданам выпол­няют также определенные обязанности по поручению суда или различных муниципальных ведомств, прежде всего ве­домства по делам молодежи и социального ведомства. К этим обязанностям относятся: оценка родительской заботы о детях, а так же обязанностей по воспитанию детей; уста­новление попечительства и опеки (например, при психиче­ском заболевании человека); при необходимости прием за-

явлений на социальную помощь, проверка на месте степе­ни нуждаемости в предоставленной помощи.

Дополнительная задача социальных отделений может состоять в том, чтобы вести работу с коллективом жителей микрорайона, побудить их к тому, чтобы совместными дей­ствиями улучшить условия жизни в микрорайоне в рамках существующих возможностей. Сюда относятся также нала­живание контактов, образование групп взаимопомощи, групп по проведению свободного времени, групп по инте­ресам, групп взаимной поддержки в воспитании детей, а также организации праздников улицы, микрорайона.

Особое значение с начала 80-х годов приобрела в ра­боте социальных отделений консультационная помощь группам взаимопомощи. Люди, имеющие схожие пробле­мы, объединяются в группы, чтобы обмениваться опытом и оказывать друг другу помощь. Существуют группы, в кото­рых проводятся беседы с алкоголиками, а также с родст­венниками алкоголиков, с матерями-одиночками, с людь­ми, страдающими специфическими заболеваниями и т.д. В подобных случаях люди получают помощь не от социаль­ных работников, а от людей со схожими проблемами. Со­циальные работники выступают инициаторами создания таких групп взаимопомощи и по желанию членов группы помогают им советом, если возникают определенные про­блемы.

Новым полем деятельности социальных отделений стала консультационная помощь должникам. Спрос на та­кого вида помощь вытекает из того, что увеличилась отно­сительная доля бедных людей, в первую очередь обуслов­ленная безработицей. К тому же существует широкая воз­можность покупать в кредит, что накладывает на многих людей платежные обязательства, которые они иногда не могут выполнить. Квалифицированные советы, как найти выход из этой сложной ситуации, дают работники социаль­ных отделений. В зависимости от специфических особен­ностей проживающих в микрорайоне жителей, работники социальных отделений специализируются на потребностях определенных групп населения, так, например, на культур­ных особенностях иностранцев из определенных стран, ли­бо на проблемах людей пожилого возраста или многодет­ных семей. Но в любом случае существует порядок, при котором один социальный работник занимается определен­ной семьей, что является благоприятной предпосылкой для установления необходимых личных доверительных отноше­ний между социальным работником и клиентом.

Социальные работники в общинах Великобритании считают, что попытки помочь человеку или семье, не за­трагивая более широкий спектр социальных болезней, та­ких как плохое жилье, высокая безработица или нарушение связей внутри общины, в лучшем случае паллиатив, а в худшем обречены на поражение. Поэтому большое внима­ние уделяется работе по решению социальных проблем об­щины, т.к. именно это способствует большему эффекту в оказании помощи людям в преодолении личных и семей­ных проблем, возникших в результате социальных проти­воречий.

Понимание того воздействия, которое оказывают ущербные окружающие условия, детерминирует внимание социальных работников к созданию общественных объеди­нений в общине по принцип места жительства — ассоциа­ции жильцов и других групп. Особое значение придается организации таких объединений в новостройках, новых го­родах, многонациональных кварталах. Через подобные группы социальные работники помогают жильцам решать коллективные проблемы общин, обращаться за поддержкой в государственные и негосударственные организации, сти­мулируют интерес жителей к реализации социальных про­ектов, таких, как забота о детях, создание клубов и досуго-вых центров, социальные услуги престарелым и инвалидам. Роль социального работника в общине заключается не в том, чтобы за людей решать их проблемы, а поощрять их и помогать им действовать коллективно в собственных инте­ресах.

Одним из приоритетных направлений в деятельности бюро социальных услуг в общинах Швеции является актив­ное участие в социальном планировании. Социальные ра­ботники проводят прогностический анализ демографиче­ских и других социальных процессов в общине, и на осно­ве полученных результатов представляют муниципальным властям свои предложения по развитию системы социаль­ных услуг в зависимости от ожидаемых тенденций. В пер­вую очередь это касается обеспечения а обозримой пер­спективе надлежащих социальных услуг для пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп населения, нуж­дающихся в помощи. Без экспертного заключения социаль­ной службы проекты нового строительства муниципалите­тами не принимаются. У социальной службы, прежде всего на уровне общины, есть все возможности еще на стадии планирования обеспечить положение, при котором микро­район с точки зрения организации общественного сервиса был бы наиболее приспособлен к жизнедеятельности лю­дей, в оптимальной степени отвечал запросам жителей.

К числу специализированных учреждений социального обслуживания относятся учреждения, предоставляющие со­циальные' услуги определенным группам населения: пожи­лым людям, убежавшим из дома, матерям с детьми, детям-инвалидам и т.д.

В предыдущей главе содержится информация о целом ряде таких учреждений: социальных приютах, реабилитаци­онных и диагностических центрах, школах по перевоспита­нию и других.

Однако, в структуре социальных служб разных стран есть и иные учреждения, деятельность которых представля­ет несомненный интерес.

В качестве примера назовем и охарактеризуем учреж­дения социального обслуживания в Германии и Швеции.

В Германии в настоящее время действует более 70 ма­теринских центров. Первые такие центры были созданы в 1984 году.

Что вызвало общественную потребность в них?

Многие женщины, став матерью, без сожаления рас­стаются с рабочим местом и с удовольствием переживают новую для них ситуацию: собственное хозяйство, собствен­ная квартира, своя автономная сфера деятельности, ответ­ственность за детей. Они стараются все это делать хорошо, а потому желают испытать за это признательность. Первые проблемы начинают ощущаться ими при сознании того факта,что они, занимаясь целыми днями с маленькими детьми, оказались покинутыми, оставленными в одиноче­стве.

Поскольку в этот период жизни семейный бюджет не­велик, то многие женщины пытаются выбраться из этой ситуации с помощью почасовой работы (уборка, шитье, ма­шинописные работы). Благодаря этому они расширяют свои общественные связи, укрепляют признание их ны­нешнего статуса и получают самостоятельно заработанные деньги. Но чтобы найти то, что они хотят: контакты с дру­гими мамами, обмен опытом ухода за детьми, признание и самоутверждение, — этот шаг оказывается недостаточным, более того, часто, приносит дополнительные стрессы, чув­ство вины и проблемы. Появляется ощущение изоляции со стороны общества, риск потерять уверенность в общении с "внешним" миром.

Материнские центры предлагают матерям прежде все­го возможность разгрузиться от негативных эмоций. За вы­полнение заданий в материнских центрах (консультации с начинающими мамами, ведение семинаров, курсов, дело­производство, уход за детьми, уборка и т.д.) выплачивается гонорар. В центрах предлагаются также соседские услуги. В них устанавливаются соседские связи, которые затем могут продолжаться длительное время на коммерческой основе. Парикмахерская, распродажа вещей, консультации по кос­метике, общедоступное ателье по пошиву одежды, массаж, услуги по элементарному ремонту бытовых приборов и ве­щей, курсы диеты и глажка белья и т.п. представляют со­бой привлекательные виды трудовой деятельности. Одно­временно в материнских центрах мамы имеют возможность на равноправной основе обмениваться опытом своей по­вседневной работы по воспитанию детей с другими мама­ми. Мамы в материнских центрах оцениваются прежде все­го по их способностям к воспитанию детей. Действует принцип: каждая мама может что-то делать особенно хоро­шо, и с этим она может прийти в материнский центр.

В материнских центрах преодолен страх перед специа­листами по вопросам воспитания. Мамы там сами являют­ся экспертами. Вся деятельность здесь организуется и про­водится ими самими. Специалисты работают там амбулаторно. Они проводят воскресные семинары с целью обоб­щения всего, что произошло в центре за неделю, а также всегда готовы при необходимости или по заявке мам дать консультацию.

В материнском центре вся работа ориентируется на жизненный ритм матери и ребенка, а не наоборот, когда мамы вынуждены приспосабливаться к ритму учреждений. Нет курсов, работающих по точно установленному графи­ку, куда надо записываться. Материнский центр открыт всегда, то есть туда можно заглянуть в любое время, когда это удобно с точки зрения ритма семейной жизни, и всегда встретить там других мам. И при этом можно всегда при­вести с собой детей, не рискуя получить стресс или потра­тить деньги на оплату ухода за детьми.

Материнские центры, с точки зрения проведения се­мейной политики, являются способом укрепить и поддер­жать воспитательную силу и возможность семьи. Выигры­вают при этом и дети: в центре они обучаются правилам поведения друг с другом и со взрослыми в различных ситуациях общения. В материнском центре дети испытывают гордость за своих активно действующих мам.

Широко распространены в Германии лечебно-профи­лактические дневные учреждения. Эти полустационарные организации, в которых дети пребывают ежедневно с 8 до 17 часов, отличаются от детских садов и приютов своими целевыми группами и специальными лечебно-профилакти­ческим и терапевтическим обслуживанием. Сюда принима­ются дети дошкольного и школьного возраста, которые под влиянием среды, включая семью, и психофизических об­стоятельств своим поведением и своей психической кон­ституцией обращают на себя внимание и нуждаются в ин­тенсивном лечебно-педагогической или терапевтической помощи.

Помощь лечебно-профилактических дневных учрежде­ний оказывается намного эффективнее чем амбулаторная помощь, ив то же время не менее эффективна, чем по­мощь в детских интернатах, пребывание в которых бывает положительным для детей, но никак не отражается на си­туации в семье.

Преимущество данного типа учреждений в том, что они позволяют не только ликвидировать дефицит в разви­тии ребенка и уменьшить число нарушений в его поведе­нии, но и оказать благотворное влияние на атмосферу в се­мье посредством совета с родителями, семейной терапии и, если необходимо, вмешательством в кризис.

Исходя из целей этого учреждения в нем формируются только малые группы от 6 до 8 человек с двумя педагогами и дополнительно к ним общей квалифицированной служ­бой дипломированных психологов, педагогов-терапевтов, социальных педагогов и логопедов, которые проводят ле­чебно-педагогическую и терапевтическую работу, а также работу с родителями и сотрудничают со школой.

В больших городах Германии, например, в Берлине, Мюнхене, Кельне, Бремене, Гамбурге, существуют по не­скольку детских центров защиты. Это учреждения помощи детям, которые в семье испытывают физическое, психиче­ское, сексуальное или какое-либо иное насилие. В детских центрах защиты работают команды, состоящие из 5-10 со­трудников: социальных работников, психологов, педагогов, социологов и других. В своей концепции они исходят из необходимости знать причины возникновения насилия, по­нять всю совокупность проблем насилия, что требует рас­сматривать насилие над детьми не только как проявление и выражение семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, т.к. разлад в семье или семейных отношени­ях рассматривается социальной службой в контексте обще­ственных условий для его преодоления. Комплекс психоло­гических причин (переживание насилия над родителями в их детстве, недоверие по отношению к другим людям, низ­кая самооценка, безконфликтность, изменение ролей, кон­фликты в партнерстве, "трудный ребенок" и т.д.) и социо­логических причин (социальная изоляция семьи, тяжелые социальные жизненные условия, авторитарные традиции в воспитании, формирование насилия в общественных отно­шениях) для насилия над детьми в семье команды сотруд­ников дстс-ких центров защиты называют "синдром издева­тельства".

Детские центры защиты оказывают комплексную по­мощь от проявлений этого синдрома: консультации по те­лефону, вмешательства в кризисные ситуации, посещение на дому, привлечение родительских групп, других учрежде­ний, сотрудничество с помощниками-любителями, прове­дение семейных вечеров, семейных встреч с социальными педагогами, совещаний и встреч с коллегами из других ор­ганизаций по проблемам насилия, широкая просветитель­ская работа по этой проблеме.

Широко развиты Центры семейного воспитания и се­мейной консультации. Их работа носит преимущественно

психолого-педагогический характер. Но как и в детских центрах защиты здесь работают "команды": психологи, со­циальные работники, социальные педагоги, педагоги с ме­дицинским уклоном, а также врачи. Цель этой работы — помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимо­отношений привели к серьезным нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей или самих родителей.

Во время бесед, дополняемых при необходимости пси­хологическими тестами, предпринимаются попытки тща­тельно проанализировать проблемы и, опираясь на различ­ные терапевтические формы работы, найти выход из за­труднительного положения. Для этой работы характерны усилия, направленные на то, чтобы вовлечь в процесс об­суждения и соответственно терапевтического лечения всю семью, так как нарушения в поведении вызваны в основ­ном проблемами взаимоотношения в семье. Такая работа проводится лишь на добровольной основе.

Особая задача социального работника консультацион­ной службы заключается в умении провести первую беседу, чтобы при этом выяснить, может ли консультационная служба предложить необходимую помощь или нужно под­ключить к работе с клиентами другие службы. Порой на долю социального работника выпадает задача выяснения условий жизни семьи.

Некоторые центры семейного воспитания практикуют относительно новую форму социально— педагогической помощи семьям — непосредственное участие социальных работников в жизнедеятельности семьи, когда они по доб­ровольному соглашению с клиентами входя! в семью, что­бы какое-то время принять участие в ее жизни, наблюдать и переживать жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и вместе с ними ищут возможности разрешения существующих про­блем. Эта работа, конечно, возможна лишь при согласии всех членов семьи. Она предполагает сотрудничество с семьей в течение длительного периода, так как лишь через определенное время эти "семейные помощники" и члены семьи могут действительно доверять друг другу, что являет­ся необходимой предпосылкой для эффективной помощи. Как правило, эта форма социальной работы используется в тех случаях, когда другие формы консультации и социаль­ного обслуживания оказались малорезультативными.

В настоящее время консультативная сфера чрезвычай­но дифференцирована за счет возросшей специализации. Помимо семейных консультаций в Германии работают спе­циальные консультативные центры для молодежи, для ма­терей или отцов-одиночек, иностранцев, наркоманов, ал­коголиков, для лиц, находящихся на грани самоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д.

Еще один вид учреждения социальной службы, суще­ствующий в Германии — дом по организации свободного времени молодежи. Сотрудники этих домов — социальные работники и педагоги заботятся о различных возможностях организации свободного времени, а также обучения, осо­бенно для детей и подростков, имеющих сложные условия жизни. При этом преобладают так называемые "свободные предложения (инициативы)", т.е. дети и подростки прини­мают предложения социальных работников и вместе с ни­ми реализуют эти предложения. Программы домов по орга­низации-свободного времени молодежи учитывают потреб­ности и запросы молодежи, проживающей в данном рай­оне. Многие программы, например, нацелены на подрост­ков из турецких семей с исламским вероисповеданием, так как турки представляют собой самую многочисленную группу иностранцев в Германии и их культура существенно отличается от немецкой культуры. Отсюда возникают опре­деленные сложности, особенно в связи с взаимоотноше­ниями девочек и мальчиков, которые должны быть вовле­чены в работу по организации свободного времени. Другие группы, требующие особого внимания, это безработная мо­лодежь, молодежь не имеющая школьного образования и т.д. Для работы с каждой из них существуют свои специ­фические программы.

Целая сеть специализированных учреждений социаль­ного обслуживания открыта в Швеции. Среди них можно выделить как относительно самостоятельные, действующие вне тесной связи с другими, так и объединенные в единую службу.

К числу первых относятся, например, кризисные цен­тры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса, приюты для подростков.

Цель работы кризисных центров для мужчин — помочь мужчине найти выход из порочного круга семейных неуря­диц, вызывающих насилие и травмирующих всех участни­ков и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психологии, социологии и т.д. В Швеции подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они естест­венно, имеют свою специфику.

Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии цивилизованно общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется какое-то время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, многослойна (семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алко­голь, отношения с окружающими).

Для мужчины крайне важно создать условия для спо­койного, трезвого осмысления отношений, сложившихся в семье, их причин и следствий. Чаще всего удается убедить пациента в том, что неразрешимых проблем нет, нужно лишь конструктивно мыслить, не поддаваясь эмоциям.

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что в каждом конкретном случае отношения в семье все­сторонне анализируются, работа ведется не только с му­жем, но и с женой. Здесь скрыта неожиданная, не только на первый взгляд, истина: часто физическое насилие муж­чины в семье является реакцией, ответом на психическое, моральное насилие, шантаж со стороны жены, а также

средством утвердить свое главенствующее положение. Пе­ред сотрудниками центра во всей своей остроте встает про­блема не только физического, но и морально-психологиче­ского насилия, которую они ищут в контексте отношений всех членов семьи, прежде всего мужа и жены. В практиче­скую плоскость переводится группа вопросов межличност­ной совместимости, далеко выходящих за рамки "он (она) плохой (ая) или хороший (ая)". Речь идет о совместимости характеров, навыках культурного общения, психологиче­ской грамотности, интимной гармонии, наследственности, влиянии родительской семьи, здоровье и др.

Серьезной проблемой в Швеции стало пьяное наси­лие, так как половина зарегистрированных случаев побоев связана с употреблением алкоголя. Однако, специалисты кризисных центров для мужчин рассматривают алкоголизм, случаи неумеренного употребления спиртного во многих случаях не как причину, а как следствие кризисных прояв­лений. Оосбое значение придается влиянию наследствен­ности. Случаи насилия регистрируются в центре примерно у трети пациентов. Остальных волнуют другие проблемы: сексуальные, социально-бытовые, экономические, психо­логические. Значительная часть обращений связана с уст­ранением конфликтов, возникших при общении с детьми, родными, коллегами по работе, соседями.

Женские кризисные центры решают не менее серьез­ные и жизненно важные проблемы. Здесь, как и в мужском центре, круглосуточно действует телефон доверия. Обраща­ет на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, ибо женщина (одна или с детьми) должна чувствовать себя в безопасности.

Контакт с супругом или партнером-обидчиком в сте­нах центра исключен. Встречи возможны по истечении оп­ределенного срока только за пределами данного учрежде­ния, что предохраняет его пациенток от дополнительных психических травм.

Посетители центра могут пользоваться услугами цен­тра до четырех месяцев. За этот период персонал (психоло­ги, социологи, юрист, социальные работники) обычно сни­мают у них стрессовое состояние, заставляют объективно оценивать причины и характер кризиса в отношениях с му­жем, родными и близкими, найти оптимальный путь выхо­да из создавшейся ситуации, задуматься о своей жизни и ее перспективах.

Находясь в центре, женщина может продолжать рабо­тать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Существует и консультативный вид деятельности женского кризисного центра, а также дневная форма организации его работы. Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированные советы, но и смогут какое-то время (день или несколько дней) побывать здесь, отдохнуть, вый­ти из стресса, что позволит им уменьшить напряженность в отношениях, повысить жизненный потенциал, нормали­зовать социальные связи.

В молодежные центры преодоления кризиса (их еще на­зывают "молодежные дома") помещают по направлению су­дов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Однако, вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякая ограда. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения (явно­го или тайного). Ежегодно для них организуются лыжные походы на север Швеции.

Необычайна обстановка этих молодежных центров. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительно-трудового учреждения. В центре есть музыкальные инструменты, те­левизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный спор­тивный зал, медицинский пункт, библиотека, учебные классы.

Однако, там достаточно жесткий распорядок. Воспи­танники работают по 7-8 часов в мастерских и на сельскохозяйственных фермах, принадлежащих кризисному цен­тру. Для вновь прибывших и совершивших проступки есть карантинное отделение с ограниченной возможностью вы­хода из помещений, где с ними ведется исследовательско-диагностическая и психолого-коррекционная работа. За серьезные проступки правонарушителей помещают в каме­ру с ограниченными бытовыми удобствами и возможностя­ми передвижения. Решение о применении такой меры на­казания принимается на совете центра по предствалению руководителей отделений.

Однако неотвратимость наказания не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установит с воспитан­никами доверительные отношения, создать условия для пе­реосмысления жизни, привить трудовые навыки, усвоить правила общения в сфере быта, культуры, интимных отно­шений.

Важную задачу призваны решать приюты для подрост­ков, ушедших из семьи, находящихся "в бегах". Здесь не спешат возвращать их в родительскую семью или родствен­никам, не торопятся поставить на учет в полицию, сдать сотруднику детской комнаты полиции.

Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные личност­ные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при реше­нии его проблемы. Главная цель — направить усилия под­ростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нес, создать ему полноценные условия жиз­ни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.

Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службы, являются шведские наркологические служ­бы. Эти службы занимаются лицами, которые злоупотреб­ляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры со­циальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.

Наркологические службы оказывают следующие виды помощи: амбулаторную (А-клиники, стации помощи несо­вершеннолетним); вытрезвители; жилищно-бытовое уст­ройство (интернаты— лечебницы, общежития, приюты, временное проживание в опорном пункте); диспансеры.

А-клиника — это подразделение амбулаторного типа для оказания помощи при решении наркологических про­блем, куда обращаются за помощью на сугубо доброволь­ной основе. Нередко успех предопределяется участием се­мьи в процессе лечения. Персонал А-клиники состоит из социальных работников, врачей и медсестер. По выбору клиента лечение может осуществляться в нескольких фор­мах: индивидуальная беседа с социальным работником, групповое собеседование, встреча клиента и его семьи с социальными работниками, диагностическое врачебное об­следование, курс лечения на основе использования лекар­ственных препаратов.

Станции помощи несовершеннолетним оказывает амбу­латорную помощь подросткам и их близким. Обращение за помощью добровольное, формы лечения аналогичны мето­дам А-клиники.

Вытрезвители — пункты оказания помощи желающим прервать запой. Пункты оборудованы койками, лечебный период в среднем длится пять суток. Их персонал состоит из медсестер, социальных работников и дежурных. Пункты работают под наблюдением врача, который приезжает туда по вызову. Клиенту предоставляется возможность отдох­нуть, а также лекарственная терапия (при необходимости). Программа дальнейших действий разрабатывается исходя из потребностей клиента.

Интернаты-лечебницы представляют собой временное жилье при решении наркологических проблем. Пребывание там помогает клиенту вернуться к труду и самообслуживанию в быту. Клиенты обязаны принимать лечебные проце­дуры.

Интернаты-общежития предназначены для наркологи­ческих больных с незначительной остаточной трудоспособ­ностью и слабой способностью к самообслуживанию. Здесь клиенту предоставляют приют и услуги оздоровляющего действия.

Жилищно-бытовое устройство в опорных пунктах-квартирах предусмотрено для наркологических больных. Временное жилье вместе с амбулаторным лечением способ­ствует социальной реабилитации клиента, помогает нала­дить быт.

Приют (убежище) служит для временного размещения лиц с наркологическими проблемами, если они оказались без крова. Здесь клиент обеспечивается самым необходи­мым. Выявляется необходимость диспансеризации и дается направление в соответствующее учреждение. Двери при­ютов открыты круглые сутки.

Диспансеры — лечебные стационары для наркологиче­ских больных, которым амбулаторных форм лечения оказа­лось недостаточно. Они принимают клиентов, для реабили­тации которых требуется сменить окружающую обстановку. Среди методов лечения: индивидуальное и групповое об­следование; комплекс мероприятий по восстановлению контактов с родителями, семьей, коллегами по месту рабо­ты; организация медицинской помощи; помощь в трудо­устройстве. Клиенты диспансеров занимаются физкульту­рой и спортом, принимают участие в организованном досу­ге.

Значительную роль в реабилитации людей с нарколо­гическими проблемами играют общественные организации. В частности, есть "группы АА" (анонимных алкоголиков), гильдии клиентов при А-клиниках и др. Социальные ра­ботники стремятся оптимально использовать их потенци­альные возможности, оказывают содействие в их организа­ции и деятельности.

Под методами в социальной работе понимаются специфические виды вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях:

• индивидуальном,

• групповом,

• общинном,

• а также социальное администрирование и планирование.

Индивидуальная социальная работа (social case work) – направле­ние, система ценностей, вид практики, используемые социальными работниками для помощи индивидам и семьям в решении психологи­ческих, межличностных, социоэкономических проблем путем лично­го взаимодействия с клиентом. В литературе данный метод зачастую идентифицируется с клинической социальной работой.

Групповая социальная работа (social group work) — форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи че­рез передачу группового опыта для развития его физического и духов­ного потенциала, формирования социального поведения. Небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В качестве таких целей может быть обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение ценностных ориен­тации, перестройка асоциального поведения в позитивном направле­нии. В качестве основного метода (хотя и не единственного) использу­ется контролируемая терапевтическая дискуссия.

Общинная социальная работа (community organization/develop­ment) — этот метод позволил расширить масштабы социальной помо­щи среди населения в городских кварталах, общинах. Во-первых, работа в общине должна служить средством коорди­нации традиционных методов и кооперации организаторов социаль­ной работы. Во-вторых, социальная работа в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей клиентов. В-третьих, она должна стимулировать и рас­ширять изменения имеющихся потребностей, ожиданий и интересов граждан.

Общинная социальная работа понимается как интегра­ция всех других методов, когда ставится задача, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и обществен­ных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций.

В данном контексте под общиной (community) понимается совокуп­ность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды де­ятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.

Представители Высшей католической школы социальной работы Берлина доктор, профессор Юрген Гриз, доктор, профессор Ильзе М. Ленер и Доменик Ринглер, предлагают двухуровневую систематизацию методов социальной работы (пер­вичные и вторичные методы). Так, первичный уровень включает наряду с классическими такие методы, как индивидуальная терапия, семейная и групповая терапия; вторичный составляют: супервизия, планирова­ние, консультирование, сопровождение практики, развитие организа­ции, менеджмент.

В развитых странах со сложившейся рыночной эконо­микой создана разветвленная система социальных услуг, предлагаемых населению в различных формах. В большин­стве стран ими охвачены практически все жители.

Особенностями системы являются гибкость, которая вы­ражается в изменении ее форм и видов в зависимости от отмирания старых или появления новых социальных услуг и правовое обеспечение действия сис­темы социальных услуг, которое предоставляет каждому гражданину возможность воспользоваться ими в случае не­обходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: