Виды учреждений социального обслуживания
Практически в каждой стране мира существуют различные виды учреждений, занимающихся социальным обслуживанием населения. Несмотря на кажущееся разнообразие таких учреждений, различные их названия в разных странах, всех их можно разделить на две группы: общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других самых малых территориальных административных единиц. Такие учреждения в разных странах называют по-разному: в США — "коммю-нити— центры", в Швеции — бюро социальных услуг, в Германии — социальные отделения и т.д. Но суть их деятельности едина: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся (либо обратившимся за помощью, как в США, либо и обратившимся, и выявленным социальными работниками, как в Скандинавских странах, Канаде и др.). Аналогом подобных учреждений в России являются территориальные центры социальной помощи семье и детям.
|
|
Безусловно, в каждой стране в деятельности учреждений этого вида имеются свои особенности. Так, в Германии социальные отделения наряду с консультацией и предоставлением информации обратившимся гражданам выполняют также определенные обязанности по поручению суда или различных муниципальных ведомств, прежде всего ведомства по делам молодежи и социального ведомства. К этим обязанностям относятся: оценка родительской заботы о детях, а так же обязанностей по воспитанию детей; установление попечительства и опеки (например, при психическом заболевании человека); при необходимости прием за-
явлений на социальную помощь, проверка на месте степени нуждаемости в предоставленной помощи.
Дополнительная задача социальных отделений может состоять в том, чтобы вести работу с коллективом жителей микрорайона, побудить их к тому, чтобы совместными действиями улучшить условия жизни в микрорайоне в рамках существующих возможностей. Сюда относятся также налаживание контактов, образование групп взаимопомощи, групп по проведению свободного времени, групп по интересам, групп взаимной поддержки в воспитании детей, а также организации праздников улицы, микрорайона.
Особое значение с начала 80-х годов приобрела в работе социальных отделений консультационная помощь группам взаимопомощи. Люди, имеющие схожие проблемы, объединяются в группы, чтобы обмениваться опытом и оказывать друг другу помощь. Существуют группы, в которых проводятся беседы с алкоголиками, а также с родственниками алкоголиков, с матерями-одиночками, с людьми, страдающими специфическими заболеваниями и т.д. В подобных случаях люди получают помощь не от социальных работников, а от людей со схожими проблемами. Социальные работники выступают инициаторами создания таких групп взаимопомощи и по желанию членов группы помогают им советом, если возникают определенные проблемы.
|
|
Новым полем деятельности социальных отделений стала консультационная помощь должникам. Спрос на такого вида помощь вытекает из того, что увеличилась относительная доля бедных людей, в первую очередь обусловленная безработицей. К тому же существует широкая возможность покупать в кредит, что накладывает на многих людей платежные обязательства, которые они иногда не могут выполнить. Квалифицированные советы, как найти выход из этой сложной ситуации, дают работники социальных отделений. В зависимости от специфических особенностей проживающих в микрорайоне жителей, работники социальных отделений специализируются на потребностях определенных групп населения, так, например, на культурных особенностях иностранцев из определенных стран, либо на проблемах людей пожилого возраста или многодетных семей. Но в любом случае существует порядок, при котором один социальный работник занимается определенной семьей, что является благоприятной предпосылкой для установления необходимых личных доверительных отношений между социальным работником и клиентом.
Социальные работники в общинах Великобритании считают, что попытки помочь человеку или семье, не затрагивая более широкий спектр социальных болезней, таких как плохое жилье, высокая безработица или нарушение связей внутри общины, в лучшем случае паллиатив, а в худшем обречены на поражение. Поэтому большое внимание уделяется работе по решению социальных проблем общины, т.к. именно это способствует большему эффекту в оказании помощи людям в преодолении личных и семейных проблем, возникших в результате социальных противоречий.
Понимание того воздействия, которое оказывают ущербные окружающие условия, детерминирует внимание социальных работников к созданию общественных объединений в общине по принцип места жительства — ассоциации жильцов и других групп. Особое значение придается организации таких объединений в новостройках, новых городах, многонациональных кварталах. Через подобные группы социальные работники помогают жильцам решать коллективные проблемы общин, обращаться за поддержкой в государственные и негосударственные организации, стимулируют интерес жителей к реализации социальных проектов, таких, как забота о детях, создание клубов и досуго-вых центров, социальные услуги престарелым и инвалидам. Роль социального работника в общине заключается не в том, чтобы за людей решать их проблемы, а поощрять их и помогать им действовать коллективно в собственных интересах.
Одним из приоритетных направлений в деятельности бюро социальных услуг в общинах Швеции является активное участие в социальном планировании. Социальные работники проводят прогностический анализ демографических и других социальных процессов в общине, и на основе полученных результатов представляют муниципальным властям свои предложения по развитию системы социальных услуг в зависимости от ожидаемых тенденций. В первую очередь это касается обеспечения а обозримой перспективе надлежащих социальных услуг для пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп населения, нуждающихся в помощи. Без экспертного заключения социальной службы проекты нового строительства муниципалитетами не принимаются. У социальной службы, прежде всего на уровне общины, есть все возможности еще на стадии планирования обеспечить положение, при котором микрорайон с точки зрения организации общественного сервиса был бы наиболее приспособлен к жизнедеятельности людей, в оптимальной степени отвечал запросам жителей.
|
|
К числу специализированных учреждений социального обслуживания относятся учреждения, предоставляющие социальные' услуги определенным группам населения: пожилым людям, убежавшим из дома, матерям с детьми, детям-инвалидам и т.д.
В предыдущей главе содержится информация о целом ряде таких учреждений: социальных приютах, реабилитационных и диагностических центрах, школах по перевоспитанию и других.
Однако, в структуре социальных служб разных стран есть и иные учреждения, деятельность которых представляет несомненный интерес.
В качестве примера назовем и охарактеризуем учреждения социального обслуживания в Германии и Швеции.
В Германии в настоящее время действует более 70 материнских центров. Первые такие центры были созданы в 1984 году.
Что вызвало общественную потребность в них?
Многие женщины, став матерью, без сожаления расстаются с рабочим местом и с удовольствием переживают новую для них ситуацию: собственное хозяйство, собственная квартира, своя автономная сфера деятельности, ответственность за детей. Они стараются все это делать хорошо, а потому желают испытать за это признательность. Первые проблемы начинают ощущаться ими при сознании того факта,что они, занимаясь целыми днями с маленькими детьми, оказались покинутыми, оставленными в одиночестве.
Поскольку в этот период жизни семейный бюджет невелик, то многие женщины пытаются выбраться из этой ситуации с помощью почасовой работы (уборка, шитье, машинописные работы). Благодаря этому они расширяют свои общественные связи, укрепляют признание их нынешнего статуса и получают самостоятельно заработанные деньги. Но чтобы найти то, что они хотят: контакты с другими мамами, обмен опытом ухода за детьми, признание и самоутверждение, — этот шаг оказывается недостаточным, более того, часто, приносит дополнительные стрессы, чувство вины и проблемы. Появляется ощущение изоляции со стороны общества, риск потерять уверенность в общении с "внешним" миром.
|
|
Материнские центры предлагают матерям прежде всего возможность разгрузиться от негативных эмоций. За выполнение заданий в материнских центрах (консультации с начинающими мамами, ведение семинаров, курсов, делопроизводство, уход за детьми, уборка и т.д.) выплачивается гонорар. В центрах предлагаются также соседские услуги. В них устанавливаются соседские связи, которые затем могут продолжаться длительное время на коммерческой основе. Парикмахерская, распродажа вещей, консультации по косметике, общедоступное ателье по пошиву одежды, массаж, услуги по элементарному ремонту бытовых приборов и вещей, курсы диеты и глажка белья и т.п. представляют собой привлекательные виды трудовой деятельности. Одновременно в материнских центрах мамы имеют возможность на равноправной основе обмениваться опытом своей повседневной работы по воспитанию детей с другими мамами. Мамы в материнских центрах оцениваются прежде всего по их способностям к воспитанию детей. Действует принцип: каждая мама может что-то делать особенно хорошо, и с этим она может прийти в материнский центр.
В материнских центрах преодолен страх перед специалистами по вопросам воспитания. Мамы там сами являются экспертами. Вся деятельность здесь организуется и проводится ими самими. Специалисты работают там амбулаторно. Они проводят воскресные семинары с целью обобщения всего, что произошло в центре за неделю, а также всегда готовы при необходимости или по заявке мам дать консультацию.
В материнском центре вся работа ориентируется на жизненный ритм матери и ребенка, а не наоборот, когда мамы вынуждены приспосабливаться к ритму учреждений. Нет курсов, работающих по точно установленному графику, куда надо записываться. Материнский центр открыт всегда, то есть туда можно заглянуть в любое время, когда это удобно с точки зрения ритма семейной жизни, и всегда встретить там других мам. И при этом можно всегда привести с собой детей, не рискуя получить стресс или потратить деньги на оплату ухода за детьми.
Материнские центры, с точки зрения проведения семейной политики, являются способом укрепить и поддержать воспитательную силу и возможность семьи. Выигрывают при этом и дети: в центре они обучаются правилам поведения друг с другом и со взрослыми в различных ситуациях общения. В материнском центре дети испытывают гордость за своих активно действующих мам.
Широко распространены в Германии лечебно-профилактические дневные учреждения. Эти полустационарные организации, в которых дети пребывают ежедневно с 8 до 17 часов, отличаются от детских садов и приютов своими целевыми группами и специальными лечебно-профилактическим и терапевтическим обслуживанием. Сюда принимаются дети дошкольного и школьного возраста, которые под влиянием среды, включая семью, и психофизических обстоятельств своим поведением и своей психической конституцией обращают на себя внимание и нуждаются в интенсивном лечебно-педагогической или терапевтической помощи.
Помощь лечебно-профилактических дневных учреждений оказывается намного эффективнее чем амбулаторная помощь, ив то же время не менее эффективна, чем помощь в детских интернатах, пребывание в которых бывает положительным для детей, но никак не отражается на ситуации в семье.
Преимущество данного типа учреждений в том, что они позволяют не только ликвидировать дефицит в развитии ребенка и уменьшить число нарушений в его поведении, но и оказать благотворное влияние на атмосферу в семье посредством совета с родителями, семейной терапии и, если необходимо, вмешательством в кризис.
Исходя из целей этого учреждения в нем формируются только малые группы от 6 до 8 человек с двумя педагогами и дополнительно к ним общей квалифицированной службой дипломированных психологов, педагогов-терапевтов, социальных педагогов и логопедов, которые проводят лечебно-педагогическую и терапевтическую работу, а также работу с родителями и сотрудничают со школой.
В больших городах Германии, например, в Берлине, Мюнхене, Кельне, Бремене, Гамбурге, существуют по нескольку детских центров защиты. Это учреждения помощи детям, которые в семье испытывают физическое, психическое, сексуальное или какое-либо иное насилие. В детских центрах защиты работают команды, состоящие из 5-10 сотрудников: социальных работников, психологов, педагогов, социологов и других. В своей концепции они исходят из необходимости знать причины возникновения насилия, понять всю совокупность проблем насилия, что требует рассматривать насилие над детьми не только как проявление и выражение семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, т.к. разлад в семье или семейных отношениях рассматривается социальной службой в контексте общественных условий для его преодоления. Комплекс психологических причин (переживание насилия над родителями в их детстве, недоверие по отношению к другим людям, низкая самооценка, безконфликтность, изменение ролей, конфликты в партнерстве, "трудный ребенок" и т.д.) и социологических причин (социальная изоляция семьи, тяжелые социальные жизненные условия, авторитарные традиции в воспитании, формирование насилия в общественных отношениях) для насилия над детьми в семье команды сотрудников дстс-ких центров защиты называют "синдром издевательства".
Детские центры защиты оказывают комплексную помощь от проявлений этого синдрома: консультации по телефону, вмешательства в кризисные ситуации, посещение на дому, привлечение родительских групп, других учреждений, сотрудничество с помощниками-любителями, проведение семейных вечеров, семейных встреч с социальными педагогами, совещаний и встреч с коллегами из других организаций по проблемам насилия, широкая просветительская работа по этой проблеме.
Широко развиты Центры семейного воспитания и семейной консультации. Их работа носит преимущественно
психолого-педагогический характер. Но как и в детских центрах защиты здесь работают "команды": психологи, социальные работники, социальные педагоги, педагоги с медицинским уклоном, а также врачи. Цель этой работы — помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели к серьезным нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей или самих родителей.
Во время бесед, дополняемых при необходимости психологическими тестами, предпринимаются попытки тщательно проанализировать проблемы и, опираясь на различные терапевтические формы работы, найти выход из затруднительного положения. Для этой работы характерны усилия, направленные на то, чтобы вовлечь в процесс обсуждения и соответственно терапевтического лечения всю семью, так как нарушения в поведении вызваны в основном проблемами взаимоотношения в семье. Такая работа проводится лишь на добровольной основе.
Особая задача социального работника консультационной службы заключается в умении провести первую беседу, чтобы при этом выяснить, может ли консультационная служба предложить необходимую помощь или нужно подключить к работе с клиентами другие службы. Порой на долю социального работника выпадает задача выяснения условий жизни семьи.
Некоторые центры семейного воспитания практикуют относительно новую форму социально— педагогической помощи семьям — непосредственное участие социальных работников в жизнедеятельности семьи, когда они по добровольному соглашению с клиентами входя! в семью, чтобы какое-то время принять участие в ее жизни, наблюдать и переживать жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и вместе с ними ищут возможности разрешения существующих проблем. Эта работа, конечно, возможна лишь при согласии всех членов семьи. Она предполагает сотрудничество с семьей в течение длительного периода, так как лишь через определенное время эти "семейные помощники" и члены семьи могут действительно доверять друг другу, что является необходимой предпосылкой для эффективной помощи. Как правило, эта форма социальной работы используется в тех случаях, когда другие формы консультации и социального обслуживания оказались малорезультативными.
В настоящее время консультативная сфера чрезвычайно дифференцирована за счет возросшей специализации. Помимо семейных консультаций в Германии работают специальные консультативные центры для молодежи, для матерей или отцов-одиночек, иностранцев, наркоманов, алкоголиков, для лиц, находящихся на грани самоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д.
Еще один вид учреждения социальной службы, существующий в Германии — дом по организации свободного времени молодежи. Сотрудники этих домов — социальные работники и педагоги заботятся о различных возможностях организации свободного времени, а также обучения, особенно для детей и подростков, имеющих сложные условия жизни. При этом преобладают так называемые "свободные предложения (инициативы)", т.е. дети и подростки принимают предложения социальных работников и вместе с ними реализуют эти предложения. Программы домов по организации-свободного времени молодежи учитывают потребности и запросы молодежи, проживающей в данном районе. Многие программы, например, нацелены на подростков из турецких семей с исламским вероисповеданием, так как турки представляют собой самую многочисленную группу иностранцев в Германии и их культура существенно отличается от немецкой культуры. Отсюда возникают определенные сложности, особенно в связи с взаимоотношениями девочек и мальчиков, которые должны быть вовлечены в работу по организации свободного времени. Другие группы, требующие особого внимания, это безработная молодежь, молодежь не имеющая школьного образования и т.д. Для работы с каждой из них существуют свои специфические программы.
Целая сеть специализированных учреждений социального обслуживания открыта в Швеции. Среди них можно выделить как относительно самостоятельные, действующие вне тесной связи с другими, так и объединенные в единую службу.
К числу первых относятся, например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса, приюты для подростков.
Цель работы кризисных центров для мужчин — помочь мужчине найти выход из порочного круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психологии, социологии и т.д. В Швеции подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они естественно, имеют свою специфику.
Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии цивилизованно общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется какое-то время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, многослойна (семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношения с окружающими).
Для мужчины крайне важно создать условия для спокойного, трезвого осмысления отношений, сложившихся в семье, их причин и следствий. Чаще всего удается убедить пациента в том, что неразрешимых проблем нет, нужно лишь конструктивно мыслить, не поддаваясь эмоциям.
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что в каждом конкретном случае отношения в семье всесторонне анализируются, работа ведется не только с мужем, но и с женой. Здесь скрыта неожиданная, не только на первый взгляд, истина: часто физическое насилие мужчины в семье является реакцией, ответом на психическое, моральное насилие, шантаж со стороны жены, а также
средством утвердить свое главенствующее положение. Перед сотрудниками центра во всей своей остроте встает проблема не только физического, но и морально-психологического насилия, которую они ищут в контексте отношений всех членов семьи, прежде всего мужа и жены. В практическую плоскость переводится группа вопросов межличностной совместимости, далеко выходящих за рамки "он (она) плохой (ая) или хороший (ая)". Речь идет о совместимости характеров, навыках культурного общения, психологической грамотности, интимной гармонии, наследственности, влиянии родительской семьи, здоровье и др.
Серьезной проблемой в Швеции стало пьяное насилие, так как половина зарегистрированных случаев побоев связана с употреблением алкоголя. Однако, специалисты кризисных центров для мужчин рассматривают алкоголизм, случаи неумеренного употребления спиртного во многих случаях не как причину, а как следствие кризисных проявлений. Оосбое значение придается влиянию наследственности. Случаи насилия регистрируются в центре примерно у трети пациентов. Остальных волнуют другие проблемы: сексуальные, социально-бытовые, экономические, психологические. Значительная часть обращений связана с устранением конфликтов, возникших при общении с детьми, родными, коллегами по работе, соседями.
Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, как и в мужском центре, круглосуточно действует телефон доверия. Обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, ибо женщина (одна или с детьми) должна чувствовать себя в безопасности.
Контакт с супругом или партнером-обидчиком в стенах центра исключен. Встречи возможны по истечении определенного срока только за пределами данного учреждения, что предохраняет его пациенток от дополнительных психических травм.
Посетители центра могут пользоваться услугами центра до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют объективно оценивать причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родными и близкими, найти оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, задуматься о своей жизни и ее перспективах.
Находясь в центре, женщина может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Существует и консультативный вид деятельности женского кризисного центра, а также дневная форма организации его работы. Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированные советы, но и смогут какое-то время (день или несколько дней) побывать здесь, отдохнуть, выйти из стресса, что позволит им уменьшить напряженность в отношениях, повысить жизненный потенциал, нормализовать социальные связи.
В молодежные центры преодоления кризиса (их еще называют "молодежные дома") помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Однако, вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякая ограда. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения (явного или тайного). Ежегодно для них организуются лыжные походы на север Швеции.
Необычайна обстановка этих молодежных центров. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительно-трудового учреждения. В центре есть музыкальные инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный спортивный зал, медицинский пункт, библиотека, учебные классы.
Однако, там достаточно жесткий распорядок. Воспитанники работают по 7-8 часов в мастерских и на сельскохозяйственных фермах, принадлежащих кризисному центру. Для вновь прибывших и совершивших проступки есть карантинное отделение с ограниченной возможностью выхода из помещений, где с ними ведется исследовательско-диагностическая и психолого-коррекционная работа. За серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения. Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра по предствалению руководителей отделений.
Однако неотвратимость наказания не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установит с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, усвоить правила общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.
Важную задачу призваны решать приюты для подростков, ушедших из семьи, находящихся "в бегах". Здесь не спешат возвращать их в родительскую семью или родственникам, не торопятся поставить на учет в полицию, сдать сотруднику детской комнаты полиции.
Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблемы. Главная цель — направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нес, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.
Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службы, являются шведские наркологические службы. Эти службы занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.
Наркологические службы оказывают следующие виды помощи: амбулаторную (А-клиники, стации помощи несовершеннолетним); вытрезвители; жилищно-бытовое устройство (интернаты— лечебницы, общежития, приюты, временное проживание в опорном пункте); диспансеры.
А-клиника — это подразделение амбулаторного типа для оказания помощи при решении наркологических проблем, куда обращаются за помощью на сугубо добровольной основе. Нередко успех предопределяется участием семьи в процессе лечения. Персонал А-клиники состоит из социальных работников, врачей и медсестер. По выбору клиента лечение может осуществляться в нескольких формах: индивидуальная беседа с социальным работником, групповое собеседование, встреча клиента и его семьи с социальными работниками, диагностическое врачебное обследование, курс лечения на основе использования лекарственных препаратов.
Станции помощи несовершеннолетним оказывает амбулаторную помощь подросткам и их близким. Обращение за помощью добровольное, формы лечения аналогичны методам А-клиники.
Вытрезвители — пункты оказания помощи желающим прервать запой. Пункты оборудованы койками, лечебный период в среднем длится пять суток. Их персонал состоит из медсестер, социальных работников и дежурных. Пункты работают под наблюдением врача, который приезжает туда по вызову. Клиенту предоставляется возможность отдохнуть, а также лекарственная терапия (при необходимости). Программа дальнейших действий разрабатывается исходя из потребностей клиента.
Интернаты-лечебницы представляют собой временное жилье при решении наркологических проблем. Пребывание там помогает клиенту вернуться к труду и самообслуживанию в быту. Клиенты обязаны принимать лечебные процедуры.
Интернаты-общежития предназначены для наркологических больных с незначительной остаточной трудоспособностью и слабой способностью к самообслуживанию. Здесь клиенту предоставляют приют и услуги оздоровляющего действия.
Жилищно-бытовое устройство в опорных пунктах-квартирах предусмотрено для наркологических больных. Временное жилье вместе с амбулаторным лечением способствует социальной реабилитации клиента, помогает наладить быт.
Приют (убежище) служит для временного размещения лиц с наркологическими проблемами, если они оказались без крова. Здесь клиент обеспечивается самым необходимым. Выявляется необходимость диспансеризации и дается направление в соответствующее учреждение. Двери приютов открыты круглые сутки.
Диспансеры — лечебные стационары для наркологических больных, которым амбулаторных форм лечения оказалось недостаточно. Они принимают клиентов, для реабилитации которых требуется сменить окружающую обстановку. Среди методов лечения: индивидуальное и групповое обследование; комплекс мероприятий по восстановлению контактов с родителями, семьей, коллегами по месту работы; организация медицинской помощи; помощь в трудоустройстве. Клиенты диспансеров занимаются физкультурой и спортом, принимают участие в организованном досуге.
Значительную роль в реабилитации людей с наркологическими проблемами играют общественные организации. В частности, есть "группы АА" (анонимных алкоголиков), гильдии клиентов при А-клиниках и др. Социальные работники стремятся оптимально использовать их потенциальные возможности, оказывают содействие в их организации и деятельности.
Под методами в социальной работе понимаются специфические виды вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях:
• индивидуальном,
• групповом,
• общинном,
• а также социальное администрирование и планирование.
Индивидуальная социальная работа (social case work) – направление, система ценностей, вид практики, используемые социальными работниками для помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. В литературе данный метод зачастую идентифицируется с клинической социальной работой.
Групповая социальная работа (social group work) — форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирования социального поведения. Небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В качестве таких целей может быть обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение ценностных ориентации, перестройка асоциального поведения в позитивном направлении. В качестве основного метода (хотя и не единственного) используется контролируемая терапевтическая дискуссия.
Общинная социальная работа (community organization/development) — этот метод позволил расширить масштабы социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах. Во-первых, работа в общине должна служить средством координации традиционных методов и кооперации организаторов социальной работы. Во-вторых, социальная работа в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей клиентов. В-третьих, она должна стимулировать и расширять изменения имеющихся потребностей, ожиданий и интересов граждан.
Общинная социальная работа понимается как интеграция всех других методов, когда ставится задача, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций.
В данном контексте под общиной (community) понимается совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.
Представители Высшей католической школы социальной работы Берлина доктор, профессор Юрген Гриз, доктор, профессор Ильзе М. Ленер и Доменик Ринглер, предлагают двухуровневую систематизацию методов социальной работы (первичные и вторичные методы). Так, первичный уровень включает наряду с классическими такие методы, как индивидуальная терапия, семейная и групповая терапия; вторичный составляют: супервизия, планирование, консультирование, сопровождение практики, развитие организации, менеджмент.
В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой создана разветвленная система социальных услуг, предлагаемых населению в различных формах. В большинстве стран ими охвачены практически все жители.
Особенностями системы являются гибкость, которая выражается в изменении ее форм и видов в зависимости от отмирания старых или появления новых социальных услуг и правовое обеспечение действия системы социальных услуг, которое предоставляет каждому гражданину возможность воспользоваться ими в случае необходимости.