Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой деление территории страны осуществляется только на административно-территориальные единицы.
Уния – форма государственного устройства, представляющая собой несколько государств, объединенных на основании того, что их главами является одно лицо.
Уполномоченный по правам человека – государственный орган, учрежденный в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Учредительная власть - в конституционных доктринах ряда стран - независимая и самостоятельная публичная власть, занимающая место в разделении властей наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Содержание учредительной власти составляют полномочия по принятию или существенному изменению конституции государства.
Учредительное собрание - в конституционном праве - высший государственный орган, избранный с целью выработки и/или принятия конституции.
|
|
Федеральная интервенция (вмешательство) – меры принудительного (военного или оперативного) характера, предпринимаемые федеральными органами власти на территории субъектов федерации в целях восстановления конституционного порядка, обеспечения защиты прав человека и общественной безопасности.
Федеральные конституционные законы РФ - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы.
Федерация – форма государственного устройства, объединение государственно-территориальных образований, обладающих собственной правосубъектностью (субъектов федерации), в единое союзное государство.
Филиация – способ приобретения гражданства в силу рождения на определенной территории (принцип права почвы – лат. jus soli) или от родителей, имеющих гражданство (принцип права крови – лат. jus sanguinis).
Форма правления – характеристика государства, определяющая характер замещения высшего государственного поста в государстве: наследование и отсутствие ответственности (в монархиях), избрание народом (в президентских республиках), избрание парламентом (в парламентских республиках).
Фракция – депутатское объединение, сформированное, как правило, по партийному признаку.
Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
|
|
Формальный конституционный надзор - конституционный надзор, при котором проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов.
Ценз гражданства - требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.
Ценз грамотности - разновидность образовательного ценза; требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке.
Ценз национальности - требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и/или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности. При том национальность не отождествляется с гражданством.
Ценз оседлости - требование избирательного закона, согласно которому получение гражданином активного и/или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.
Ценз пола - законодательное ограничение активного и/или пассивного избирательного права по признаку пола (женщинам).
Чтение – стадия обсуждения и рассмотрения проекта правового акта в коллегиальном органе.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Эвтаназия – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Юрисдикция – пределы распространения властных полномочий (территория, на которую распространяется юрисдикция, круг лиц, подпадающих под юрисдикцию).
Явочный порядок – осуществление какой-то деятельности или совершение каких-то действий без получения разрешения и даже без информирования об этом государственные органы.
Язык – средство хранения и передачи информации с помощью звуков речи или знаков.
Язык государственный – установленный законом язык, который используется в официальных сферах общения – в работе органов государственной власти и местного самоуправления, для официального опубликования нормативных актов, для проведения выборов и референдумов.
Языковой ценз - требование избирательного закона, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным государственным языком.
[1] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: в 2 т. Т 1. М., 2005. С. 20.
[2] Авакьян С.А. Указ. раб. С. 54.
[3] Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. С.14-15.
[4] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М..: Юристъ, 2002. С. 15.
[5] Лучин В.О. Источники советского государственного права. Куйбышев, 1976. С. 4.
[6] См.: Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.Н. Кукушкин. М.. 2003. С. 52-53.
[7] См.: Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. С. 197.
[8] СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
[9] Авакьян С.А. Указ. раб. С. 71.
[10] См.: Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. М., 1995. С. 71-77.
[11] См.: Авакьян С.А. Указ. раб. С. 77; Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 354.
[12] Авакьян С. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 15.
|
|
[13] См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. - М., 2001. - С. 441.
[14] См.: Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - № 7. - С. 35-43.
[15] См.: Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985 С. 84.
[16] См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. №2. С. 86-91; Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. С. 6-30.
[17] Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 465.
[18] Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. – М., 1997. – С. 241.
[19] Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - М., 2000. - С. 110.
[20] Виноградов В. А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2001. - № 12.
[21] Авакьян С. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 16-26.
[22] См.: Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М., 2006. С. 528-534.
[23] Юридический энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.Е.Крутских. М., 2001. С.251.
[24] Там же. С. 70.
[25] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., ИГПАН, 1993 С. 140.
[26] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 52.
[27] Авакьян С.А. Указ. раб. С. 344.
[28] См.: Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2004. С. 109.
[29] См.: Авакьян С.А. Указ. раб. С. 328.
[30] Авакьян С.А. Указ. раб. С. 443
[31] Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1997. С.52.
[32] См.: Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2004. С. 109.
[33] Подробней см.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002. - 959 с.
[34] Румянцев О.Г. Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1997. С.185.
[35] О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
|
|
[36] См.: Конституционное право России / Под ред. М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 1995. С. 114-115.
[37] Румянцев О.Г. Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1997. С.185.
[38] «Об охране окружающей природной среды»: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I. // Российская газета. 1992. 3 марта
[39] Хайек Фридрих Август фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Фридрих Август фон Хайек; пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева под ред. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2006. С. 445.
[40] Нигматуллин О.Б. О введении чрезвычайного положения по обстоятельствам социально-политического и крминогенного характера // Проблемы совершенствования и применения законодательства о борьбе с преступностью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башкирского государственного университета. Часть 1. Уфа: РИО БашГУ, 2004.
[41] Конституционное право Российской Федерации / Отв. ред. М.И. Кукушкин. – Екатеринбург, 1995. С. 116.
[42] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 85.
[43] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 88.
[44] По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. № 5.
[45] Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М., 2003. С. 264-265.
[46] См.: Федерализм: Энциклопедия. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 551
[47] Добрынин Н.М Новый федерализм… С. 82.
[48] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М., 2001. С. 200.
[49] По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайскоо края: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-п // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. №1.
[50] Подробней см.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М., 2001. С. 211.
[51] См.: Конституционное право субъектов Российской Федерации /отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М., 2002.
[52] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 2. М.: Юрист, 2005. С. 102.
[53] Подробней см.: Федерализм: Энциклопедия. – М.: Изд-во МГУ.- с.400.
[54] Конституционное право России: Учебник/ Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003. С. 293.
[55] См.: Федерализм: Энциклопедия. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – с. 551.
[56] Козлова Е.М. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1998. – с. 142.
[57] Коновалов Е.В. проблемы равноправия конституционного статуса субъектов Российской Федерации //Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2003 г. материалы IV международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮУРГУ и 10-летию специальности «Юриспруденция» в ЮурГУ. – Челябинск, НЦТ-НИИОГР, 2003, ч.1.
[58] Федерализм: Энциклопедия. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – с. 552.
[59] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрист, 2001. С. 197.
[60] По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики
Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. - № 5.
[61] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1999. - 18 октября. - ст. 5005
[62] см.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрист, 2001. С. 200.
[63] По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайскоо края: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-п // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1996. - №1.
[64] Подробней см.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрист, 2001. С. 211.
[65] См.: Конституционное право субъектов Российской Федерации /отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М.: Городез-издат. 2002.
[66] Подробней см.: Федерализм: Энциклопедия. – М.: Изд-во МГУ.- с.400.
[67] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3 томах. Т. 1 – М., 2001. – С. 680-697.
[68] Конституционное право России: Учебник / Отв. ред А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003. – С. 286-295.
[69] Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства российской Федерации. – Новосибирск: наука, 2003. – С. 117-120.
[70] О толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 49. – Ст. 4868.
[71] О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 2. – Ст. 231.
[72] Конституционное право России: Учебник/ Отв. Ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003. – С. 293.
[73] По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. - № 5.
[74] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – N 33. – Ст. 1915
[75] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 222.
[76] Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 237.
[77]Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник. – м.: Юристъ, 2001.
[78] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 223.
[79] Румянцев О.Г. Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997.
[80] О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710.
[81] См.: Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы с. 59; Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право – 2003. - № 5. – С. 29.
[82] Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право – 2003. - № 5. – С. 33.
[83] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.) // Российская газета. – 2002. - 15 июня.
[84] Подробней см.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 7. – ст. 801.
[85] Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. С. 321.
[86] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 2. - Ст. 171
[87] Конституционное право. Энциклопедический словарь. / отв. ред. и руководитель авт. кол. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С. 477-479.
[88] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 1. – Ст. 111.
[89] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001. – С. 458.
[90] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 7. – Ст. 617.
[91] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 22. – Ст. 776.
[92] Конституция (Основной Закон) РСФСР. – М., 1992.
[93] О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 129-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4869.
[94] О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.
[95] См., напр.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России.– С. 62; Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. – С. 32-33.
[96] По делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и ч. 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. № 2-П // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 16. – Ст. 1451.
[97] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 2. – Ст. 74.
[98] О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ (с изм. от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 28. – Ст. 3466.
[99] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 9. – Ст. 828.
[100] Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М., 2001. – С. 181.
[101] Конституционное право: Энцикл. слов. / Отв. ред. и рук. автор. коллектива С.А. Авакьян. – М., 2001.– С. 209.
[102] Государственное право Российской Федерации: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция» / Под. ред. О.Е. Кутафина. – М., 1996. – С. 19.
[103] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 1996. – С. 43.
[104] Подробней см.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 1999.
[105] Подробней см.: Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М., 2002. – С. 83 – 104.
[106] См. также Аристов А.М. Саломаткин А.С. Парламент России и законодательный процесс. Учебное пособие. – М., 2003.
[107] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
[108] Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. М.,1999.
[109] Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2004.
[110] Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1995. – С. 292.
[111] Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. – СПб., 2001. – С. 38.
[112] Основные принципы независимости судебных органов: Одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М., 1998. – С. 168-170.