V этап (с 80-х гг.).
IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.).
III этап (50-е гг.).
Характеристика этапов эволюции международных корпораций
I этап (конец XIX — начало XX в.).
1. Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии.
2. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний.
II этап (между двумя мировыми войнами).
Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).
1. Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности.
2. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.
3. Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах.
4. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.
1. ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.
2. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;
3. Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
4. Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой.
Появляется новая форма МК — глобальные, имеющие ряд особенностей:
1. они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;
2. используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);
3. создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.
1. МК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.
2. В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.
3. Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.
4. Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.
5. Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг.
6. Стратегия МК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;
7. Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли);
8. Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.
9. Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.
10. Диверсификация деятельности МК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.
11. «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).
12. Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.