Формирование хозяйственного механизма ЕС
Серьезное влияние на экономическое развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне. Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономической жизни, что привело к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.
Развитие экономического механизма обеспечивалось созданием таможенного союза: были ликвидированы таможенные пошлины во взаимной торговле и созданы общие таможенные барьеры против третьих стран.
Евросоюз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним. Доходная часть бюджета состоит из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость. В доходную часть все страны ЕС выделяют 1,2-1,3% своего ВВП.
|
|
Наибольшей статьей расходов ЕС является аграрная статья (66,5%). Кроме нее предусмотрены расходы на проведение политики региональной, социальной, энергетической, промышленной, научно-технической и др.
Правовой основой ЕС являются межгосударственные соглашения о создании и расширении Евросоюза, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран-участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует подобие конституции ЕС. Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.
В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Обладая прямым действием на территории стран-членов ЕС, право в то же время автономно.
В области внешнеторговой и аграрной, торгового и гражданского права, налогового права законодательные акты ЕС заменяют национальные законы.
Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие на структуру и состояние внешнеэкономических связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более, чем в 2,7 раза превышает американский.
|
|
Сдвиги в экономике западноевропейских стран оказали влияние на масштабы и характер их участия в системе международного разделения труда. Усилился процесс перемещения в мирохозяйственных связях с экспорта товаров на экспорт капитала.
Политика в области экспорта капитала оказывает непосредственное влияние на характер торговых связей. Удельный вес Евросоюза в мировой торговле превышает его долю в производстве. Зависимость ЕС от внешней торговли не выше, чем у других промышленно развитых регионов.
Евросоюз выступает ведущим экспортером продукции машиностроения, химической промышленности (20-23% мирового экспорта этих групп товаров). ЕС занимает второе место после США по экспорту сельскохозяйственной продукции (13% мирового экспорта). Произошло сужение экспортной специализации региона в обрабатывающей промышленности (производство кожевенного, текстильного и пищевого оборудования). Наиболее конкурентоспособное в Западной Европе – экспортное производство ФРГ. Второе место принадлежит Франции.
Евросоюз остается крупным импортером ряда сельскохозяйственных товаров, минерального сырья, неметаллических полуфабрикатов.
Около ¾ торгового оборота ЕС приходится на развитые капиталистические страны: ЕАСТ (Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария), США, Япония.
Страны Западной Европы особое внимание уделяют отношениям с развивающимися странами: устанавливают таможенные преференции при поставках сельскохозяйственных товаров из АКТ, выделяют им финансовую и техническую помощь. Со странами Средиземноморья ЕС заключили соглашения о зонах свободной торговли, о преференциальном режиме торговли для сельскохозяйственной продукции, о промышленном и техническом сотрудничестве и т.д.
Страны ЕС выделяют на помощь развивающимся странам 0,5% их совокупного ВВП (что выше, чем в США).
Удельный вес развивающихся стран в западноевропейском экспорте – 34%, а импорт из развивающихся стран покрывает не более 4-5% товарного потребления в Западной Европе.
Западноевропейские страны поддерживают разносторонние экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы.