Тарифный и нетарифный методы регулирования МТТ.
Внешняя торговая политика.
Международная торговля услугами. (МТУ)
Услуга – продукт человеческого труда удовлетворяющий какую- либо общественную потребность, созданный для обмена, но не имеющий видимой и осязательной формы.
По классификации ВТО выделяется 600 видов торгуемых услуг. Они объедены в 11 групп:
1. Международные поездки (командировки, туризм)
2. Международные транспортные услуги
3. Международные образовательные услуги
4. Услуги страхования
5. Услуги международной связи
6. Финансовые и бизнес - услуги
7. Компьютерные и информационные услуги
8. Культурные рекресеционные услуги
В 1910 г. Мировой экспорт составил 365 млрд. долларов. Темпы торговли услугами примерна на 25 % выше, чем темпы торговли товарами.
Сегодня структура международной торговли выглядит так:
75% - торговля товарами
25% - торговля услугами
До 80-х годов 20 века:
1 место по объему торговли – транспортные услуги. В настоящее время: международный туризм.
|
|
Страны лидеры в тур. Индустрии:
- США 15%
- Испания 7,5 %
- Франция 6,5 % и т.д.
- Россия
2 место финансовые и бизнес услуги
3 место транспортные услуги
В географическом плане крупнейшими экспортерами услуг является развитые страны:
75 % - экспорта
71% - импорта услуг
Страны – лидеры:
США - 14% мирового экспорта услуг;
Англия – 8,3%;
Германия 6,3%;
Россия (25 место) – 1,2%;
16 место Россия занимает в импорте услуг. Торговое сальдо является пассивным в России. Торговля услугами регулируется ВТО. Основной документ – генеральное соглашение по торговле услугами.
Внешняя торговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Ее цели:
1. Изменение объема экспорта (импорта)
2. изменение структуры экспорта (импорта) страны
3. изменение географических приоритетов
Существует 2 основных вида внешней торговой политики:
1. пратокционизм – политика по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции (Северная Корея, Япония)
2. фритредерство – политика свободной торговли (США)
Существует 2 основных метода регулирования МТТ:
1. тарифный
2. нетарифный
Тариф – это свод ставок таможенных пошлин применяемых к товарам, пересекающим таможенные границы.
Код товара | Максимальная пошлина | Базовая пошлина | Преференциальная пошлина |
06831.95 | 10% | 6% | 2% |
Функция тарифа:
1. Фискальная или налоговая – с ее помощью наполняется федеральный бюджет страны;
2. Протекционистская – препятствует не желательному импорту;
3. Балансировочная – регулирует экспорт;
Виды пошлин:
1. По направлению движения товара
|
|
- экспортные
- импортные
- транзитные
2. По способу установления
- адвалорные (в % таможенной стоимости)
- специфические (в денежных единицах)
- комбинированные (10%, но не более 100 долларов)
3. По характеру:
- антидемпинговые
- компенсационные
- преференциальные
Демпинг – продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже нормальных рыночных цен. Размер антидемпинговых пошлин в США – 113 % от таможенной стоимости товара.
Компенсационные – повышенные пошлины, применяются в отношении товаров, в производстве которых применялись государственные дотации и субсидии.
Преференциальные – льготные, применяется в отношении товаров из бедных, развивающихся стран- союзников.
Тарифный метод регулирования признается ВТО наиболее желательных и цивилизованных в современных условиях.
Нетарифныйметод:
Существует примерно 80 видов регулирования торговли:
Часто применяемые:
1. Квоты (контингент)- ограничения экспорта или импорта товаров определенным количеством (стоимостью на определенный период времени). Они бывают экспортными и импортными.
Индивидуальные и глобальные квоты:
В России в год можно ввести 750 тыс. куриного мяса (глобальная), в т.ч. из США 500 тыс. т. (индивидуальные)
2. Лицензирование
Лицензия – разрешение от имени государства на экспорт (импорт) товаров (услуг)
Виды:
- разовые
- генеральные (дается на определенный срок без ограничения количества сделок)
Автоматическая (продляется по первому требование заявителя)
3. Специальные меры. Например - санитарные нормы, экологические требования, технические условия;
4. «добровольные» ограничения в экспорте – устанавливаются более слабым торговым партнерам под давлением более сильного;
5. Крайняя форма – эмбарго – запрет на торговлю, с какой – либо страной (США с Кубой)