Инсценирование
2 группа: Методы организации деятельности
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников..
Упражнение - это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Упражнение включает е себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение для ребенка - сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности.
Требование - один из основных методов педагогического влияния. Задача воспитателя добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе.
По содержанию: По форме предъявления:
Первичные опосредованные непосредственные
Исходные прямые: косвенные:
Тр- правила просьба доверие, совет
Тр-нр. нормы приказ условие, намек, в игровой форме.
Тр-общечел. принципы недоверие, осуждение, угроза,
|
|
одобрение
Поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Система общественных поручений приучает ученика жить и работать по законам коллектива. чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе
Требования к поручениям: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка, нельзя ограничиваться только распределением поручений - надо научить каждого учащегося их выполнять, отчетность и контроль, чередование поручений.
Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Эти ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
Общественное мнение (вид опосредованного требования) -совокупность суждений и оценок различных социальных групп по вопросам, представляющим для них интерес Объект общественного мнения - любые актуальные проблемы, факты, события, мероприятия и намерения, вызывающие общественный интерес. Общественное мнение - форма социального контроля. Задача воспитателя-формирование такого общественного мнения классного коллектива, которое основывается на эстетических ценностях и способствует достижению воспитательных цепей.
|
|
Приучение – интенсивно выполняемое упражнение, применяемое тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество. предполагает некоторое насилие по отношению к ребенку
3 группа: Методы стимулирования
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Виды поощрения - одобрение, похвала, премирование.
Наказание – торможение нежелательной деятельности воспитанников, вызывающее чувство вины перед собой и другими.
Наказания классифицируют:
1. по форме (по логике ест. последствий, традиционное, экспромт)
2. по содержанию (наложение доп. обязанностей, лишение или ограничение прав, выражение моральн. порицания)
Соревнование – метод воспитания, основанный на естественном стремлении детей к сотрудничеству.
Субъективно-прагматический - нежелательное поведение становится для воспитанникам невыгодным.
Лекция 6. Типы классных коллективов
1. Класс имеет рационально-познавательную ориентацию, т.е. системообразующей совместной деятельностью является получение знаний, учение. В структуре коллектива преобладает формализованная, направленная на достижение этой цели составляющая, т.е. деловые отношения управления между формальными лидерами коллектива и его остальными членами
В таком коллективе сокращаются досуговые мероприятия и другие формы и виды деятельности, если они не способствуют реализации образовательной функции класса. Групповое сознание можно назвать прагматичным: детям интересно только то, что приносит пользу, а польза, с их точки зрения, — это прежде всего знания. Именно эта ценность и составляет ядро культуры класса.
2. Если класс имеет культурно-нравственную ориентацию, то его главными ценностями становятся культура класса, его традиции, знаки отличия, гуманистические нормы поведения и общения. Системообразующей деятельностью в данном случае является духовно-практическая, или ценностно-ориентационная. Лидером в таком коллективе является наиболее последовательный носитель, хранитель и транслятор этих норм и ценностей.
3. Существуют классы, имеющие социальную ориентацию, в основе которой лежит потребность друг в друге и во взаимодействии. В этом случае важным становится не результат совместной деятельности, а процесс единения и заботы друг о друге.
Большую роль в развитии такого коллектива играет гибкое самоуправление, основанное на демократии и справедливости, которые и являются главными ценностями в культуре класса. Лидерами такого коллектива являются дети, в наибольшей степени отвечающие этим требованиям.
4. Индивидуально-личностная ориентация коллектива предполагает уважение свободы и независимости каждого его члена. Важнейшая особенность такого класса — толерантность, терпимость одноклассников друг к другу. В отличие от социального коллектива здесь не принято оказывать помощь человеку, если он о ней не попросит, поэтому в классе существует атмосфера взаимного доверия и открытости. Надобность в коллективе возникает лишь в конфликтных ситуациях или при необходимости откликнуться на просьбу о помощи.
Лекция 7. Деятельность классного руководителя (куратора)
Основные направления деятельности:
Создание условий для раскрытия и максимального развития потенциальных талантов каждого ребенка, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Основные функции классного руководителя:
1. Аналитическая -
ü изучение индивидуальных особенностей учащихся;
ü выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
ü изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика;
|
|
ü изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для учащихся класса, воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2. Прогностическая
ü прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
ü предвидение результата намеченного дела;
ü построение модели воспитательной системы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом;
ü определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса;
ü предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.
3. Организационно-координирующая
ü организация и стимулирование разнообразной деятельности детей; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности детей, в организации деятельности органов самоуправления;
ü установление связей семьи и школы, школы и социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне ее;
ü защита прав и свобод учащихся;
ü индивидуальная работа с воспитанниками;
ü участие в работе педсоветов, административных и методических совещаниях; ведение документации; участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности;
ü ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование классного коллектива.
4. Коммуникативная
ü развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми;
ü помощь в адаптации каждого ученика в коллективе;
ü содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
Критерии оценки работы классного руководителя
1. У порядоченность жизнедеятельности классного коллектива
2. Уровень зрелости классного коллектива, его ценностные ориентиры
3. Общий психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, система взаимоотношений в коллективе
|
|
4. Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся
5. Участие родителей в жизни классного коллектива
6. Роль и место коллектива в общешкольном коллективе
7. Активная позиция классного руководителя, его участие в инновационных процессах воспитания.
Личностно-ориентированный классный час
Классный час - гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного кл. часа
1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год
§ метод социологического опроса,
§ «незаконченное предложение» (больше всего меня волнует проблема…, Я считаю, что нам нужно обсудить….)
§ почва
§ строим новый классный дом
§ памятник проблеме века
2. Уточнение темы кл. часа и генерирование идей по его подготовке
3. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, определение его организаторов.
4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке КЧ.
5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана КЧ.
(продумываются вопросы:
как обеспечить позитивный эмоциональный настрой?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
Где дети смогут проявить инициативу?
Кто из них сможет выполнить ведущую роль в КЧ?
Как подвести итог КЧ, чтобы стимулировать дельнейшую деятельность детей?)
6. Проведение
Вступительная часть – цель – обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа
Основная часть – создание ситуаций для проявления своей индивидуальности, творческих способностей (мини конкурсы с творч. Заданиями, презентация интересов и увлечений, смотр достижений, тренинги и развивающие игры)
Заключительная часть – анализ совместной деятельности, подведение ее итогов, определение индивидуальных и групповых заданий.(задание самому себе)
7. Анализ и оценка результативности КЧ и деятельности по его подготовке и проведению (наблюдение за поведением, барометр настроения, цветограмма)
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Основные компоненты кл.часа | Традиционный | Личностно-ориентированный |
Целевой | Направлен на усвоение уч-ся принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения | Цели связаны в первую очередь с развитием индивидуальности, субъектности, креативности |
Содержательный | Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений, оно регламентируется нормативными документами. Тему кл.часа определяет сам педагог, редко - члены ученического самоуправления | Содержание является личностно значимым и включает материал, необходимый для самовоспитания, самоопределения, самоутверждения личности. В определении тематики участвуют дети. |
Организационно-деятельностный | Главным организатором деятельности и общения детей является учитель. Взаимодействие участников Кл. часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений м\д педагогом и детьми. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в соответствии с планом педагога. | Уч-ся являются полноправными организаторами кл.часа, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Создается ситуация выбора и успеха, преобладают субъект-субъектные отношения и полилоговые формы общения. |
Оценочно-аналитический | При оценке эффективности кл.часа внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися. | В качестве критериев результативности Кл. часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в кл.часе. |