Предпосылки возникновения стратегического управления

Своеобразие языка художественной литературы.

Художественное произведение обладает множеством признаков (категорий):

1. Идейно-эстетический замысел. Например, уже в «Слове о полку Игореве» наличествует замысел — призыв к объединению князей, идейная направленность «Василия Тёркина» — непобедимость русского солдата и т.д.

2. Язык художественной литературы всегда имеет продуманную композицию. Пример: Иван Крылов. «Волк и ягнёнок».

3. Фабула (сюжетная основа художественного произведения, изложение событий, подача лиц). Пример: стихотворение Степана Щипачёва «Тире» — «Я знаю, смерть придёт, не разминуться с ней. / Две даты наберут под карточкой моей…»

4. Сюжет (наличествует обязательно, продумывается до деталей). Пример: стихотворение Генриха Гейне «Лорелея».

5. Система образов.

6. Модальность, т.е. отношение творящего к действительности, личностное, авторское отношение к совершаемому, созданному образу, его оценка. Пример: Константин Симонов о Льве Толстом: «Эту книгу («Война и мир») написал не мудрец, а человек с необузданными страстями; она вся в отголосках этих страстей».

Язык художественной литературы — явление двуплановое: с одной стороны, он включён в литературный язык и в язык нации через лексику; с другой стороны, включен в культуру, в её словесно-художественную разновидность. Эта разновидность доминирует над другими разновидностями культуры, оказывает влияние на них (например, «Слово о полку Игореве» и «Евгений Онегин» дали повод для возникновения опер, литературные произведения лежат в основе многих балетов и т.д.). То, что язык входит в культуру, заставляет думать и о культурном, искусствоведческом анализе художественных произведений.

Для того, чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления (СУ) и его идеологию, рассмотрим основные эпохи экономического развития стран на примере экономики США, начиная с конца прошлого века.

Период с 80-х годов позапрошлого века по 30-е прошлого называют эпохой массового производства, характеризующегося процессом формирования инфраструктуры массового производства. Основная задача, стоявшая в этот период перед предприятиями - максимизация объемов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками.

Период массового производства характеризовался четкой разграниченностью отраслей, стабильными и предсказуемыми перспективами роста, вследствие чего у предприятий, как правило, отсутствовала необходимость входить в другие отрасли; предпринимательский сектор функционировал достаточно автономно, с минимальным вмешательством со стороны государства и общества. В связи с этим идеология менеджмента основывалась на возможности экстраполяции текущих тенденций.

Период с 30-х по 50-е называют эпохой массового сбыта. Критической точкой перехода стал момент, когда предложение дешевой слабо дифференцированной серийно производимой продукции превысило спрос. Эта эпоха характеризуется прежде всего стремлением производителей оказывать влияние на потребителей, используя расширение номенклатуры производимой продукции, усовершенствования в предприятиях сбыта, интенсификацию рекламных усилий. На эту эпоху приходится зарождение маркетинга как философии бизнеса, во главу угла которой была поставлена необходимость выявления, предсказания, формирования и удовлетворения потребностей клиентов.

С середины 50-х годов начинается ''постиндустриальная эпоха'', охарактеризованная английским экономистом Питером Друкером как ''не имеющая закономерностей'', которая продолжается по настоящее время. Главными детерминантами новой эпохи явились ускорение темпов научно-технического прогресса и новый уровень благосостояния, достигнутый обществом, породнившие изменение структуры экономики и до некоторой степени ее идеологию (рост доли услуг, высокая степень дифференцированности продукции и т.д.), а также увеличение темпа протекания экономических процессов. Это значительно усложнило не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций за счет снижения степени их определенности. Эта эпоха характеризуется усилением интенсивности конкурентности в целом и усложнением ее структуры, что, в совокупности с ростом стоимости рабочей силы и сырья, усилило интернационализацию предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: