Федеральный закон о бухгалтерском учете. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Тема 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня.
Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.
|
|
Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:
Законодательные основы бухгалтерской отчетности
Уровень регулирования | Наименование акта |
Законодательный | Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. |
Нормативный | ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств; ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ 11/2008 «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» |
Методический | План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н); Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и другие акты |
Организационный | Учетная политика организации |
Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.
|
|
Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.