Виды методологии и их создание

Выделяют три вида методологии:

— методологию как науку о всеобщем методе исследования;

— методологию как науку об общенаучных методах исследования;

— методологию как науку о частных, специальных методах познания.

Если первые две методологии в основном разработа­ны в философии и имеют более чем двухтысячелетнюю историю, то третий вид методологии только делает заявку на право существования. Ее разработка и исследование представляют наибольший интерес, так как единичных методов неизмеримо больше, чем общенаучных. Кроме того, они не только не изучены философией и частными науками, но и даже не систематизированы. Этим на пер­вых порах и должна заниматься методология о конкрет­ных методах.

Сложность решения проблемы заключается в том, что специалисты в области конкретных наук не ставят себе задачи теоретической разработки и обобщения специаль­ных, единичных методов. Философы же не знают всего множества этих методов и особенностей их применения в каждой области научного знания. Выход нам видится в объ­единении усилий философов и специалистов конкретных наук как в исследовании этих методов, так и в проявлении философских положений в частнонаучных исследованиях.

Системные исследования, которые нас интересуют в настоящей работе, являются одним из направлений тех­нических (более точно: синтеза указанных наук), их состав­ной частью. А так как мы говорим о системной оценке технических систем (ТС), которая должна учитывать все их существенные по­казатели, определяемые жизненным циклом, то логично поставить вопрос о разработке методологии системного анализа оценки современных ТС по всему их жизненно­му циклу (в дальнейшем для упрощения — методологии жизненного цикла — МЖЦ). Создание МЖЦ — не одноактное действие, а длительный процесс, основывающийся на исследовании методов, применяемых на всех этапах разработки ТС). В основе такого процесса лежат два исторических этапаэмпирический и теоретический. Уже на этапе эмпирическом в истории науки наблюдается логическая обработка фикси­рованных наблюдений: анализ, сравнения, частичная систе­матизация, классификация. Далее для теоретического этапа уже характерен переход от частичной систематизации фактов к созданию цельного (системного) представления предметов и объектов исследования.

Как шел исторический процесс от опытного этапа к сущност­ному, так и логический процесс должен двигаться от про­сто применяемых методов к исследованию, от описания свойств и особенностей методов в отдельности к описа­нию их связей и взаимоотношений, от установления свя­зей к классификации и систематизации, к выявлению общего, к открытию закономерностей, тенденциям раз­вития, прогнозированию границ применимости методов и их эффективности

По мнению проф. Спицнеделя В. Н., в создании МЖЦ следует идти этим путем. Ниже излагается разработанная им методика:

— собираются методы исследования, проектирования, технологии, эксплуатации ТС и др., т. е. методы жизнен­ного цикла;

— описывается их совокупность;

— выявляется зависимость метода от предмета исследования;

— описывается каждый метод в отдельности, выделяются его свойства, признаки, особенности, правила, зако­ны и пр.;

— выявляется общность выделенных методов, их свя­зи и взаимоотношения;

— устанавливаются правила применения методов, их эффективность, границы применения;

— устанавливаются законы и закономерности разви­тия методов;

— сравниваются конкретные методы с общенаучными, для чего сначала вырабатываются показатели и критерии сравнения;

— устанавливаются связи и взаимоотношения конкретных методов с общенаучными, между принципами и законами классической философии и конкретными методами;

Классификация конкретных методов не только позволит раскрыть картину соотношения наук сегодняшнего дня, но и помочь предвидеть будущие изменения, тенденции их развития, прогнозирование границ применимости ме­тодов и их эффективности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: