1. Сервис оценивают показателем уровня обслуживания, определяемого по формуле:
,
где - уровень обслуживания, %;
n - фактическое количество оказываемых услуг;
N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
ti - время на выполнение i-й услуги.
Таким образом, - суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, а- время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг.
2. Зависимость расходов и затрат на сервис от величины уровня обслуживания.
Затраты на
обслуживание F1, руб.
70 80 90 100 %
Уровень обслуживания
Рисунок 21 - График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14% (рис. 21).
С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 22).
|
|
Потери, вызванные
ухудшением обслуживания F2, руб.
70 80 90 100 %
Уровень обслуживания
Рисунок 22 - График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания от величины уровня обслуживания.
Таким образом, рост конкурентоспособности фирмы, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой - повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис. 23).
Затраты и График функции F3, получен суммированием функций F1 и F2
потери, руб.
Оптимальный уровень
70 80 90 100 % обслуживания
Уровень обслуживания
Рисунок 23 - График зависимости затрат и потерь от величины уровня
обслуживания (функция F3).
Качество логистического обслуживания определяется следующими показателями:
- надежность поставки;
- время от получения заказа до поставки партии товаров;
- возможность выбора способа доставки;
- время на осуществление заказа;
- наличие запасов;
- возможность предоставления кредитов и др.