Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту, это конечная цель действия каждого участка рыночной экономики, объективный и мощный стимул массового повседневного предпринимательства.
Главный принцип социальной политики в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным». Это значит, что богатства достигают в одиночку, а от бедности обороняются сообща.
Иными словами, рыночная экономика построена так, чтобы сильный, предприимчивый получил свободу действия, а слабый – поддержку государства. Свободу – сильным, защиту – слабым. Такова стратегия рыночного общества.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (юридического) лица как субъекта рыночной экономики, это денежная сумма, регулярно и законно поступающая в его непосредственное распоряжение.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем ли мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности – в любом случае мы должны сделать нечто, полезное для других людей.
|
|
Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия.
Все расходы на производство несут собственники факторов производства. Поэтому доходы первоначально сосредотачиваются в их руках. А поскольку собственник каждого фактора производства выполняет определенную функцию в рыночном производстве, то и первичное формирование доходов получило название «функциональное распределение доходов».
«Функциональные» доходы, зависящие от соотношения спроса и предложения на данный фактор производства, представлены следующими видами:
1) Зарплата наемных работников в рыночном сектора;
2) Жалование служащих в государственном секторе;
3) Прибыль крупных предпринимателей и компаний;
4) Рента земельных собственников и домовладельцев;
5) Доходы мелких собственников (комбинация зарплаты, прибыли, ренты, процента и дивидендов).
Структура совокупного дохода не зависит от источников поступления доходов, «объединяя» и прибыль предпринимателя, и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о «вертикальном распределении доходов».
Между «функциональной» и «вертикальной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу дохода, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.
|
|
Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части – оплата налогов, текущее потребление и личные сбережения.
Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется «чистым личным доходом». Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему:
как распределить его между «потреблением» (расходами на текущий спрос) и «сбережением»?
Соотношение между «сбережением» и «потреблением» чистого личного дохода зависит, прежде всего, от его величины и уровня процента.
Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.
Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это значит, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура экономики страны во многом зависят от размера и структуры «потребляемой» части доходов.
Выделяют три основных направления потребительских расходов: 1) товары кратковременного пользования; 2) товары длительного пользования; 3) услуги (жилье, медицина, туризм).
Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода - объективный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.
Динамика объема каждого из трех направлений потребительских расходов – своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происходит «бум» на товары длительного пользования и услуги. Но именно они испытывают, и первые удары при ухудшении экономической ситуации – не случайно же многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются, как раз с трудности сбыта товаров длительного пользования (срок службы которых превышает год).
Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колебания, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает занятому здесь бизнесу рисковый характер.