Факторы, влияющие на внешнеторговый баланс
Тип внешнеторгового баланса — активный (положительный) или пассивный (отрицательный) определяется, с одной стороны, целой группой долгосрочных тенденций структурного характера и, с другой, — конъюнктурными причинами текущего периода. Вполне очевидно, что для любой страны необходимо стремиться к поиску стратегических решений по первой категории факторов и тактических вариантов действий — по второй. При этом национальная экономическая специфика играет весьма важную роль, формируя, как уже отмечалось выше, товарную номенклатуру и географическую направленность товаропотоков данного государства, что во многом предопределяет общий вид баланса внешней торговли. Имея это обстоятельство в виду, попробуем обобщить главные долгосрочные тенденции и конъюнктурные причины, действующие в мировой экономике и влияющие на внешнеторговый баланс.
Таблица 11. Факторы, влияющие на баланс внешней торговли
Долгосрочные | Конъюнктурные |
1. Снижение цен на сырьевые товары (например, энергоносители) | 1. Текущая конъюнктура мирового рынка (соотношение спроса и предложения) |
2. Влияние научно-технической революции (глобальная информатизация экономики) | 2. Режим государственного регулирования внешней торговли |
3. Возрастание роли ТНК в мировой экономике | 3. Ситуация в международной валютно-финансовой системе и динамика национального валютного курса |
4. Создание международных торговых блоков | 4. Политические факторы (например, войны, революции, изменения курса и состава правительства) |
Анализ характера воздействия приведенных факторов на балансы внешней торговли государств мира позволяет прийти к заключению о том, что для стран с развитой рыночной экономикой воздействие краткосрочных, конъюнктурных тенденций гораздо менее ощутимо, чем для государств с переходным к рынку типом хозяйства. Таких, например, как новые индустриальные страны, Россия, другие члены СНГ.
|
|
В то же время, с точки зрения экономической стратегии, прогнозирование долгосрочных перспектив формирования внешнеторгового баланса играет равную по степени значения роль для обеих упомянутых групп государств, находящихся друг с другом в процессе постоянного товарного обмена.
Как уже отмечалось выше, средства регулирования внешней торговли государством могут принимать различные формы, которые можно свести к двум основным типам по характеру воздействия на товаропотоки: экономическому и административному, между которыми существует принципиальное различие.
При использовании экономических (называемых также тарифными) методов производитель и потребитель руководствуются прежде всего ценовыми пропорциями, качеством и условиями экспорта/импорта товаров и ресурсов. В случае же с административными (соответственно нетарифными) методами регулирования внешней торговли рыночный механизм испытывает давление со стороны государственных органов, решения и действия которых во многом определяют выбор производителя и потребителя.
|
|
Тарифные методы влияют на цену товара непосредственным образом. Они являются наиболее распространенными во внешнеторговой практике государств, поскольку позволяют ему решить сразу три задачи:
- фискальную — получение дополнительных финансовых средств в бюджет;
- стимулирующую — развитие контактов с зарубежными партнерами;
- протекционистскую — создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.
В арсенал тарифных методов регулирования внешней торговли входят таможенные тарифы, пошлины, сборы, а также другие косвенные налоги, примером которых служат акцизы.
Нетарифные методы означают такие инструменты воздействия на товарооборот, как ограничения объема и номенклатуры ввозимой либо вывозимой продукции. Они в большей степени характерны для развивающихся и переходных экономик со складывающимися рыночными структурами, требующими протекционистской экономической политики со стороны правительства.
К нетарифным средствам воздействия относятся квотирование, лицензирование, субсидирование экспорта, демпинг, картельные соглашения и создание так называемых технических барьеров на пути товаропотоков между странами.
Анализ статистической информации по странам и регионам мира показывает, что государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью комбинации тарифных и нетарифных методов, причем роль первых в последнее время уменьшается, что обусловлено стратегической задачей, поставленной Всемирной торговой организацией перед странами-членами о поэтапной ликвидации тарифных ограничений в товарообмене между ними. Значение вторых возрастает в связи с расширением так называемой "выборочной" протекционистской торговой политики.