Вопрос 113
Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций (ФАО) определяют понятие «международной продовольственной безопасности», как обеспечение гарантированного доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.
В РФ «продовольственная безопасность» - это способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. При этом продовольственная безопасность предполагает физическую и экономическую доступность необходимых продуктов питания в требуемом количестве и ассортименте.
Физическая доступность продовольствия заключается в бесперебойной поставке его на рынок в объёмах и ассортименте, удовлетворяющих платёжеспособный спрос населения.
Экономическая доступность зависит от платёжеспособного спроса, уровень которого определяется доходами населения. Это высокая заработная плата работающего населения, достойные выплаты социального характера (пенсии, пособия, стипендии).
|
|
Первым показателем продовольственной независимости страны является доля импортных товаров в общей структуре потребляемых населением товаров. В мировой практике принято, что доля импорта не должна превышать 20%. Однако, сегодня его доля в общей структуре потребления в России достигла 40%, А потребность крупных городов удовлетворяется за счёт импорта на 70 – 80%.
Вторым важнейшим показателей состояния продовольственной безопасности страны является динамика среднедушевого производства зерна. Снижение его уровня ниже 600 кг в год считается общим предельным нижним показателем продовольственной безопасности страны. В странах с развитым зерновым хозяйством (США, Канада, Франция) этот показатель составляет 900 – 1000 кг.
В настоящее время Россия ежегодно закупает продовольствия примерно на 7 – 10 млрд. долл. Если бы эти средства шли не западному, а отечественному товаропроизводителю, то проблем с обеспечением россиян продуктами питания не было бы. Фактически же государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей сократилась за годы реформ в несколько раз.
При этом практика многих стран мира свидетельствует, что солидная государственная поддержка АПК способствует росту отечественного производства и обеспечению страны собственным продовольствием. Именно с этой целью федеральные органы США с 1933 года целенаправленно проводят политику поддержки фермерства. В последние годы с целью поддержки сельского хозяйства в США ежегодно выделяется до 67 млрд. долл. в год, принимаются жёсткие меры для самообеспечения продовольствием. Например, в США производство собственного сахара обходится в 2 раза дороже, чем его импорт, однако страна отнюдь не собирается сворачивать его производство. Япония закупает у своих крестьян рис по цене в 6 – 8 раз выше мировой. Аналогичные по сути позиции занимают страны ЕС. В Германии аграрная политика официально объявлена важнейшей составной частью государственной политики, и её цели рассматриваются как приоритетные.
|
|
Таким образом, приоритетное направление достижения продовольственной безопасности большинства стран — стимулирование развития национального сельского хозяйства и принятие для этого соответствующих мер его поддержки, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, защита от продовольственной экспансии стран-экспортеров, стимулирование экспорта и т.д.
Достижение продовольственной безопасности в России обусловлено достаточностью размеров земельных ресурсов сельского хозяйства и биоклиматического потенциала для производства в необходимых размерах основных продуктов питания. При этом следует соблюдать главное условие - рациональное использование производственного потенциала.
Важнейшая цель развития АПК — повышение эффективности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и экспортную ориентацию непосредственно самой аграрной сферы.
Устойчивое развитие АПК требует отношения к нему государства как к приоритетной экономической системе, обеспечивающей продовольственную безопасность. Поэтому способствовать достижению стратегической цели должны правовое обеспечение и все элементы экономического механизма, призванные создавать благоприятные условия для его функционирования.
В системе АПК, в свою очередь, могут быть собственные приоритеты. Важнейшей сферой является сельскохозяйственное производство, развитие которого должно задавать направления функционирования другим сферам (материально-техническому снабжению, агросервису, переработке и др.). Что касается структуры и объемов производства, то они определяются емкостью рынков и конкурентоспособностью продукции.
Сельскохозяйственные предприятия как главнейший элемент в системе АПК требуют необходимого воспроизводства своего потенциала (земельного плодородия, основных и оборотных фондов, качества и количества труда, научно-технического), а следовательно, и приоритета в инвестировании.
Важнейшими направлениями, выступающими в качестве первоочередных на различных этапах развития АПК, являются:
• научное обеспечение аграрного комплекса, использованию ресурсосберегающих технологий;
• ресурсное обеспечение сельского хозяйства исходя из целевых программ и создание рациональной системы сервисного обслуживания, в связи с чем необходимо расширенное воспроизводство почвенного плодородия, усиление модернизации основных средств и увеличение фондооснащенности предприятий;
• создание механизма оптимизации трудового потенциала (приведение затрат труда к обоснованным нормативам) и усиление стимулирования качества и интенсивности труда;
• расширение сферы и видов агросервиса АПК;
• достижение сбалансированности производственных ресурсов и услуг;
• усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику, в связи с чем важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения предприятий;
|
|
• достижение объемов и структуры производства, позволяющих обеспечить полную сбалансированность спроса и предложения в основных продуктах питания, загруженность перерабатывающих мощностей, увеличение экспорта продовольствия;
• развертывание сети снабженческо-обслуживающих предприятий и приближение их непосредственно к сельскохозяйственному производству, формирование сбалансированного и доступного рынка средств производства и услуг;
• создание многообразных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
• формирование благоприятных условий для реализации принципов кооперации и сохранения крупного товарного производства как наиболее конкурентоспособного и производительного;
• поддержание и развитие социальной инфраструктуры села.