Сущность Фонда обязательного медицинского страхования РФ и его роль в системе социального обеспечения

Проблема улучшения системы здравоохранения в стране объективно вызывает поиск новых источников финансирования с целью возмещения необходимых расходов на охрану здоровья населения. Одним из путей решения проблемы является внедрение медицинского страхования граждан.

Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное.

В статье 2 закона № 1499-1 сказано, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения.

Граждане являются застрахованными лицами. Кто будет для них страхователем по обязательному медицинскому страхованию, зависит от того, работают они или нет. Что касается работающих граждан, то страхователями выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Для неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование только при наличии лицензии на право заниматься этой деятельностью. В обязанности такой организации входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению на основании лицензии.

С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы федеральный и территориальные фонды обязательного страхования. Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач.

Федеральный и территориальные ФОМС выполняют различные функции. Так, Федеральный фонд:

§ осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

§ проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

§ организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан В РФ»;

§ совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

§ вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

§ осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

§ участвует в создании территориальных ФОМС;

§ осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

§ аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о ФФОМС.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов (в 2011г. – 3,1%, в 2012г. – 5,1%);

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

В РТ действует ФОМС РТ. Размер страховых взносов: в 2010-2011гг. – 2%.

В 2004г. лицензии на осуществление обязательного медицинского страхования получили 4 страховые компании республики: «АК Барс-Мед», «Чулпан-Мед», «Эра-Мед» и «Спасение». В декабре 2004 г. в Татарстане был проведен первый в республике открытый конкурс по отбору страховой медицинской организации на право осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Татарстана, а именно 800 тыс. человек. Из 8 компаний, принимавших участие в тендере, победителем стала СК «АК Барс-Мед». Не получили тендер страховая компания РТ «Эра-Мед» и московские компании «МАКС-М», «Росно-МС» и некоторые другие.

В 2008г. СК «АК Барс-Мед» повторно выиграла тендер на ОМС неработающего населения.

Для реализации задач ОМС территориальные фонды наделяются соответствующей финансовой базой.

Расходы бюджета территориального ФОМС включают:

1) финансирование региональных программ ОМС;

2) формирование нормированного страхового запаса;

3) финансирование целевых программ по видам помощи, входящим в программу обязательного медицинского страхования;

4) содержание фонда и его филиалов;

5) приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования;

6) прочие расходы.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы финансируют страховые медицинские организации на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования. Оно осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам.

Полученные от территориального фонда по дифференцированным подушевым нормативам средства страховые медицинские организации используют на оплату медицинских услуг, формирование резервов, оплату расходов по обязательному медицинскому страхованию, а также на формирование фонда оплаты труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием.

В настоящее время в системе ОМС действуют следующие страховые медицинские организации:

1) Страховая медицинская организация «АК БАРС - Мед»;

2) ООО Страховая медицинская организация «Чулпан-Мед»

3) ЗАО "Страховое медицинское общество «Спасение»

С 2006г. в России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье»

Направления Задачи, мероприятия
Приоритетный национальный проект «Здоровье
1. Формирование здорового образа жизни Снижение уровня злоупотребления алкоголем. Снижение распространенности табакокурения среди населения
2. Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний Увеличение доли граждан, участвующих в программах диспансеризации Активное выявление на ранних стадиях и эффективное лечение заболеваний, формирующих основные причины смертности и инвалидности населения.
Улучшение вакцинопрофилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Обеспечение населения групп риска необходимыми иммунобиологическими препаратами.
3. Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Совершенствование организации онкологической помощи населению
Повышение доступности и качества оказываемой населению высокотехнологичной медицинской помощи
Совершенствование службы крови
4. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: