В современной политологии широко используются инженерные категории, такие как менеджмент, маркетинг, технологии. Они связаны с принципами научного управления, сформулированными Ф. Тейлором. Особенностью государства как субъекта управления является то, что оно использует политическую власть и право.
Политический менеджмент – это один из видов управленческих отношений в политике, нацеленных на достижение максимальной эффективности в решении политических задач.
Политический маркетинг – это технологические приемы изучения политического рынка.
При переходе к современному обществу можно говорить о существенной технологизации политической деятельности. Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса. Таким образом, политическая технология – это методы решения политических проблем, которые можно представить в виде алгоритма, состоящего из операций и процедур.
Политические технологии – это интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание
|
|
Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий.
Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия)
Среди технологий политической деятельности назовем следующие: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа и др.
В природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них конкретна и уникальна, а также многопланова по своему содержанию и характеру.
При использовании политических технологий важна функция политической коммуникации – это распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Важна и обратная связь - получение государством информации от общества по поводу тех или иных политических решений.
В наибольшей степени этому соответствует PR – это установление и поддержание двусторонних отношений между организацией и общественностью. Иначе будут работать неформальные политические коммуникации в виде слухов. Но с другой стороны «Паблик рилейшнз» – это технология влияния и формирования общественного мнения.
|
|
Основным средством информационно-психологического воздействия в политическом процессе являются СМИ. Их называют четвертой власти в обществе. Отличительной чертой функционирования СМИ является публичность.
К функциям СМИ в сфере политики относят формирование информационного пространства рынка, участие в качестве агента политической социализации, побуждение людей к политической активности. Главной функцией СМИ в избирательном процессе является агитационно-пропагандистская.
К неэтичным формам PR-деятельности относят «черный» PR» - намеренную компрометацию политического противника с использованием дезинформации. Для этого часто используется желтая пресса: «бульварно-массовая» печать, насыщенная сенсациями, сплетнями, пренебрегающая морально-эстетическими нормами.
Видную роль в политической деятельности играет технология политической рекламы. Политическая реклама - это система политических коммуникаций, призванных изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя. Основное отличие политической рекламы от рекламы коммерческой заключается в том, что первая нацелена на конкретный результат, жестко зафиксированный во времени. Основной целью политической рекламы является побуждение избирателя к конкретному действию.
В психологическом плане политическая реклама – это сообщение, обладающее собственной структурой, включающей три основных компонента: аффективный, регулятивный, когнитивный.
Особенно сильно сегодня развиты избирательные технологии. Организационно-политическая технология в избирательном процессе нацелена на формирование команды кандидата, штаба и разработка стратегического плана компании.
В технологии проведения избирательной кампании выделяются несколько стратегий. Стратегия рывка заключается в том, чтобы сделать мощный рывок за несколько месяцев до выборов. Крейсерская стратегия предполагает, что кампания будет идти ровно, в одном темпе в течение всего предвыборного периода. Стратегия быстрого финала заключается в резком подъёме активности кандидата в последние недели избирательной кампании. Стратегия большого события основана на проведении нескольких крупных мероприятий с последующим их освещением в СМИ,
К технологии конструирования имиджа кандидата относится диагностика личностных критериев (внешность, псифизиологические качества - командирский голос, уверенная речь), значимых для электората, анализ личности кандидата с точки зрения личностных предпочтений электората, «совмещение» реального и желаемого образов кандидата. Отечественные модели имиджа политика акцентируют внимание на харизму личности.
Лекция № 13. Прикладная политология
Основные вопросы