При переходе к рыночным отношениям особое значение приобрели бизнес-планы, необходимые для освоения новых сфер деятельности, создания новых производств. Они могут разрабатываться как для вновь создающихся предприятий, так и для уже существующих на очередном этапе их развития.
Основные задачи бизнес-плана - выработка стратегии предприятия, оценка его жизнеспособности и устойчивости, определение потребности в инвестициях, снижение риска предпринимательской деятельности, конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей его развития, привлечение финансовых средств и потенциальных партнеров.
Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план является составной частью стратегического плана, он также охватывает достаточно длительный период, обычно — 3-5 лет, иногда больше. Однаков отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации. Кроме того, стратегические планы - это, обычно, планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономическое исследование различных альтернатив его развития на основе общепринятых международных стандартов. На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. Поэтому первым этапом при разработке бизнес-плана является определение источников нужной информации. Это могут быть учебники по бизнес-планированию, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, рекомендации правительственных учреждений, фирм по управленческому консультированию и т. д. На втором этапе бизнес-планирования определяют цели разработки; они связаны с проблемами, которые призван разрешить бизнес-план. Когда внутренние и внешние цели выяснены, можно приступать к третьему этапу - точному определению адресатов разработки - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами - будущие акционеры, коммерческие банки. Затем переходят к четвертому этапу работы - установлению общей структуры создаваемого документа.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов.
1. Титульный лист, содержащий заголовок плана, дату его подготовки, имена разработчиков, полное наименование и адрес предприятия.
2. Резюме, где в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, выручка от продаж, затраты на производство, прибыль и уровень прибыльности вложений, срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; после этого делаются выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана. Особо выделяют моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и технологическую новизну проекта.
3. Раздел описание предприятия {история бизнеса) содержит следующие данные: отраслевая принадлежность предприятия, цель бизнес-плана, вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.
4. Описание продукции и услуг. В этом разделе в оптимальном объеме представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводят сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывают, какие преимущества получают производитель и потребители предлагаемой продукции. В приложении необходимо привести официальные документы, относящиеся к проекту: сертификат, рецептуру, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие качество и новизну предлагаемого продукта.
5. Маркетинговый план, включающий анализ положения дел в отрасли, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько он чувствителен к различным внутренним и внешним факторам (так, рынок сельскохозяйственной продукции сильно подвержен циклическим и сезонным колебаниям). Дается описание конкурентов, доли рынка, которую они занимают, сегментов, на которые они ориентируются; освещаются и другие отраслевые факторы, которые могут иметь значение.
Важно получить вывод об общей привлекательности данного рынка. Затем определяют потенциальную долю предприятия на рынке, дают прогноз продаж своей продукции, выражаемый как в денежных показателях, так и в физических единицах.
Информация о возможных конкурентах должна включать сведения об их товарах, уровне качества и цен, ценовой политике, объемах и условиях продаж, доходах, внедрении новой продукции, технологическом сервисе; особо следует остановиться на крупнейшем производителе аналогичной продукции.
В разделе описывается стратегия маркетинга. Необходимо решить, как будет реализовываться продукция - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; как будет организована реклама и какие средства на нее выделяются; как предприятие будет добиваться постоянного роста объема продаж - за счет расширения района сбыта или за счет различных форм привлечения покупателей (стимулирование продаж); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.
На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, требуемых ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.
6. Производственный план. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия достаточен для выполнения намечаемой программы. Необходимо объективно оценить этот потенциал, возможности его качественного изменения, технологический уровень предприятия. Особое внимание обращают на вопросы материально-технического обеспечения проекта; желательно указать альтернативные варианты поставки материальных ресурсов и оборудования. Необходимо также представить материал по кадровому обеспечению проекта.
7. В организационном плане указывают форму собственности предприятия, структуру руководства, распределение полномочий и ответственности, тип организационной структуры.
Следует обратить особое внимание на способность системы управления гибко реагировать на изменение рыночных условий. Кроме того, в этом разделе необходимо показать принципиальную схему принятия управленческих решений; она должна быть оптимальной по затратам и эффективности.
8. Финансовый план - один из важнейших разделов документа, содержащий плановые итоговые показатели. Он включает следующие подразделы: прибыль, рентабельность; денежные потоки; анализ безубыточности; финансовый анализ по отдельным видам продукции; чувствительность проекта к различным изменениям; риски и намечаемые меры по их снижению. Очень важно правильно рассчитать инвестиционные и производственные издержки. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма рентабельности, период погашения задолженности и т. п. Особо стоит обратить внимание на показатели объема продаж, предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить различные варианты поставок сырья и реализации продукции.
9. Раздел, посвященный оценке и страхованию рисков, содержит общий перечень возможных рисков, их источников и моментов возникновения, дает их оценку и описывает меры по минимизации ущерба.
10. В плане исследований и разработок на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства описывают оптимальные рамки проекта, обосновывают его выбор, приводят перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяют соответствующие технологии и технологические процессы, которые предполагается использовать, виды и количество требуемого оборудования и машин. Учитывается характер требуемой технологии, источники и пути ее приобретения.
11. Приложения. Это не регламентированный по объему раздел бизнес-плана, в который включают все дополнительные материалы (спецификации, технологическое описание сертификата или патента, результаты маркетинговых исследований и т. д.), а также данные о руководителе предприятия, инвесторах, экспертах, консультантах проекта и другие сведения, представляющие интерес для потенциального инвестора.
Пятый этап бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из перечисленных выше разделов. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть как работники предприятия, хорошо знающие его «изнутри», так и внешние консультанты.
Следующий, шестой этап - создание исходного варианта бизнес-плана. Когда все разделы будут подготовлены, составляют резюме (данный раздел всегда пишут последним). На этом процесс бизнес-планирования в принципе завершается, однако обычно бывает весьма полезным передать документ для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, способных оценить его с позиций конструктивной критики.
Таким образом, бизнес-планирование - это трудоемкий и достаточно длительный процесс, требующий недель и месяцев кропотливой работы, но который может дать предприятию дополнительные возможности развития.
Контрольные вопросы и задания
1.Что понимается под планированием на предприятии?
2.Перечислите основные принципы планирования.
3.Какие методы могут использоваться при планировании на сельскохозяйственных предприятиях?
4. Какие виды планов существуют на предприятии?
5. Какие составные части включают план организационно-хозяйственного устройства?
6. Перечислите разделы плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
7. Укажите очередность заполнения форм производственно-финансового плана.
8. С какой целью составляют технологические карты?
9. Дайте понятие производственной программы и из каких разделов она состоит?
10. Назовите основные принципы, которые необходимо соблюдать при разработке производственной программы.
11. Какие показатели характеризуют производственную программу?
12. Каковы особенности составления производственной программы на сельскохозяйственных предприятиях?
13. Дайте определение бизнес-плана как составной части системы стратегического планирования.
14. Укажите основные этапы разработки бизнес-плана.
15. Какие разделы включает бизнес-план? Опишите кратко их содержание.
Тема 9. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
План лекции
1. Понятие издержек и себестоимость производства продукции
2. Состав и классификация затрат
3. Методические основы исчисления себестоимости
4. Основные факторы снижения себестоимости и управление затратами