Типичные следственные ситуации, влияющие на выбор и использование форм взаимодействия следователя с органами дознания по делам о незаконном обороте наркотиков

Понятие, нормативная правовая основа, значение и принципы взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками при раскрытии и расследовании преступлений по делам о незаконном обороте наркотиков

В начале рассмотрения вопроса отметим, что взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выступает частным проявлением общего понятия «взаимодействие» и, следовательно, несет в себе его сущностные признаки.

Выше сказанное позволяет нам, применительно к рассматриваемой тематике, определить взаимодействие как основанную на законах и иных нормативных актах согласованную деятельность следователя, органов дознания и иных субъектов в рамках представленной им компетенции, направленную на решение задач раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее также – преступлений).

Нормативная правовая основа взаимодействия следователя с иными участниками раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, помимо общих положений, содержащихся в УК РФ, УПК РФ, ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других правовых нормах, состоит из норм ведомственного (межведомственного) уровня.

Так, ведомственный приказ МВД России (2008 год), пришедший на смену приказу от 20 июня 1996 года № 334, определяет основные задачи, принципы и условия взаимодействия следователя органов внутренних дел (далее – ОВД) и иных участников раскрытия и расследования преступлений. Здесь же раскрываются отдельные формы взаимодействия: создание и деятельность следственно-оперативной группы (далее – СОГ), взаимодействие при реализации оперативных материалов, обмен информацией.

Приказ МВД, ГТК, ФСБ, ФПС РФ от 7 мая 1998 г. № 284/328/204/217 «О создании Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления)» утверждает Положение о Центре межведомственного взаимодействия (его структурных подразделениях: отделах (отделениях) межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при ОВД субъектов Российской Федерации), основная задача которого видится в объединении усилий по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров. В функции Центра (его территориальных подразделений) входит концентрация (представление по запросу) информации о фактах, лицах и объектах, причастных к незаконному обороту наркотиков; согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении совместных мероприятий, оказание необходимой помощи территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти (органам субъектов России) в организации работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, участие в обеспечении взаимодействия с зарубежными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Приказ МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» определяет порядок направления следователю материалов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности (применимо для сферы незаконного оборота наркотиков).

На территории Омской области действует приказ начальника УВД Омской области от 20 ноября 2001 г. № 663 «Об утверждении Наставления по организации работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков для сотрудников ОВД», который закрепляет:

- за подразделениями криминальной милиции обязанность по взаимодействию в пределах своей компетенции с ОВД соседних регионов России по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков; а также требует при реализации оперативных материалов на сбытчиков, расхитителей, перевозчиков наркотиков, организаторов и содержателей притонов, лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств других граждан, взаимодействовать со следственными подразделениями и на основе согласованного плана проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия;

- за следственными подразделениями обязанность своевременной передачи в соответствующие оперативные подразделения сведений, полученных в ходе расследования уголовных дел и имеющих значение для раскрытия преступлений; требует при реализации оперативными подразделениями материалов разработок на сбытчиков, расхитителей, перевозчиков наркотиков, организаторов и содержателей притонов, лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств других граждан, принятия решения о возбуждении уголовного дела и производства необходимых следственных действий на основе согласованного плана.

Существующие нормы позволяют нам с уверенностью выдвинуть тезис об относительной достаточности правового воздействия на процесс взаимодействия указанных субъектов раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, нельзя не заметить, что, во-первых, остается неурегулированным вопрос, связанный с предоставлением следователю информации, имеющейся у представителей ФСКН РФ, но полученных за пределами осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, во исполнение постановления Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 был создан и ведется Единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Содержащиеся в этом банке сведения в рамках информационного обмена (например, сведения о выявленных и уничтоженных очагах произрастания дикорастущих растений) могут быть полезны следователю в тактическом плане. Однако, являясь специализированной межведомственной автоматизированной информационной системой (п. 3 соответствующего Положения) обозначенный банк данных выступает в качестве информационного ресурса, находящегося в ведении ФСКН РФ. Правительством РФ закреплено положение о предоставлении различными ведомствами в ФСКН РФ определенных данных, а также об открытости названного банка данных для государственных органов и должностных лиц. Но отсутствие четко закрепленной процедуры использования сведений, а равно ссылка на недопущение открытого использования имеющихся данных, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, порождают затруднения в получении рассматриваемых сведений.

Во-вторых, имеются затруднения в информационном обмене между следователем и органами дознания иных ведомств (например, ФСКН РФ). В соответствии со ст. 151 УПК РФ, следователи органов внутренних дел и органы дознания ФСКН РФ осуществляют свою деятельность по целому ряду совпадающих составов преступлений (ч. 2, 3 ст. 188 УК РФ, ч. 2 ст. 228 УК РФ и др.). Естественно, как у тех, так и у других накапливается информация, имеющая значение для уголовного дела. Вместе с тем, отсутствие ФСКН РФ среди органов, подписавших совместный приказ от 13 мая 1998 г. (акт регулирует процесс представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности), позволяет органам дознания ФСКН РФ при передаче следователю материалов использовать только общие положения ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», которых недостаточно. В отношении же обратной связи: от следователя ОВД к органам дознания ФСКН РФ, речь вообще не идет в силу отсутствия соответствующей нормативной правовой базы.

Значение взаимодействия следователя и иных участников по делам о незаконном обороте наркотиков целесообразно обозначить посредством выделения круга задач, на решение которых направлено взаимодействие. В качестве таковых допустимо отметить:

- своевременное установление преступного деяния (сбыт, хранение, изготовление и т.д.) и лица, его совершившего, а также обеспечение производства неотложных следственных действий по закреплению доказательственной информации.

Пример. ОРД подвижных групп (ОУР) в местах возможной контрабанды наркотиков в рамках операции «Канал» (предварительный инструктаж дежурным следователем). В декабре 2005 г. в вечернее время в электропоезде, проезжающем транзитом через р. Казахстан, был досмотрен Снегов, при котором в пачке из-под сигарет был обнаружен наркотик «марихуана». Досмотр был проведен в присутствии понятых, составлен протокол досмотра, по прибытии в ОВД – смывы с рук, срез ногтевых пластин и фрагмент ткани. ВУД по ч. 2 ст. 188 УК РФ;

- введение в объем доказательств по делу сведений, касающихся обстоятельств незаконного оборота наркотиков (обстановка преступного события; лица, прикосновенные к этому и т.д.) и содержащихся в материалах оперативных подразделений.

Пример. В июле 2005 г. Кулиш незаконно приобрела у Михянова наркотик «марихуана», после чего незаконно сбыла наркотик покупателю Амерханову (ОРМ). В ходе ОРМ «проверочная закупка» были задокументированы (запись на аудионоситель) ОПУ;

- получение сведений тактического характера, позволяющих эффективно проводить следственные действия, направленные на сбор, проверку и оценку доказательств виновности лица, занимающегося незаконным оборотом наркотиков.

Пример. В феврале 2008 г. Дятлов незаконно приобрел в г. Санкт-Петербурге вещество, содержащее в себе наркотик «амфетамин», которое с целью сокрытия от таможенного контроля спрятал в аудиоколонку. Затем наркотик переместил через таможенную границу р. Казахстан и РФ (г. Исиль-Куль), после чего на ст. Омск был досмотрен, наркотик изъят. Перед проведением допроса подозреваемого следователю была предъявлена фонограмма (ОРМ «ПТП»), где Д. рассказывал планы по поводу контрабанды и последующему сбыту наркотиков на территории г. Омска. Д. сознался;

- организация деятельности административно неподчиненных друг другу органов и должностных лиц в целях установления фактов незаконного оборота наркотиков и лиц, его осуществляющих.

Взаимодействие, в силу различного характера полномочий его субъектов, представляет собой сложную систему. В основе функционирования данной системы лежат основные положения – принципы. Знание и использование в практической деятельности принципов позволит выстроить необходимые взаимоотношения между следователем и иными участниками раскрытия и расследования преступлений, избежать дублирования действий, исключить факты признания недопустимыми полученных результатов деятельности.

Система принципов взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками состоит как из общих принципов, характерных для раскрытия и расследования преступлений в целом (законность, целенаправленность, четкое уяснение участниками взаимодействия его целей и задач и пр.), так и специфических принципов.

С учетом лекционной тематики целесообразно выделить принципы, имеющие особое значение для взаимодействия по делам о незаконном обороте наркотиков:

1. Всеэтапность взаимодействия, включая период, предшествующий доследственной проверке сообщения о преступлении (данный принцип в настоящее время относится к общим принципам взаимодействия, но, в то же время, имеет существенное значение по делам рассматриваемой категории).

Согласно проведенным исследованиям, основным поводом возбуждения уголовного дела в сфере незаконного оборота наркотиков являются сообщения органов дознания (83,5%). Данный процент может варьироваться в зависимости от состава преступления (например, материалы органов дознания в качестве повода по незаконному сбыту наркотиков, их контрабанде составляют около 95-98%, при совершении незаконного хранения доля материалов оперативных подразделений снижается), что не умаляет актуальность взаимосогласованной деятельности уже при принятии решения о возбуждении уголовного дела;

2. Совместность планирования реализации оперативных материалов.

Несмотря на то, что тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий относится к компетенции оперативных подразделений, целесообразно привлекать следователя (в некоторых случаях – специалиста) к общему планированию действий оперативных сотрудников и иных лиц (например, «покупателя»). Это позволит как избежать смешения полномочий, так и наметить последовательность производства неотложных следственных действий.

Пример. В 1999 г. сотрудниками УБНОН УВД Омской области была получена информация о том, что на территории г. Омска группа лиц осуществляет сбыт наркотического вещества (марихуаны) в особо крупных размерах. Было принято решение о проведении ОРМ «проверочная закупка». В качестве «покупателя» выступил оперуполномоченный К., не имевший опыта реализации оперативных материалов.

Прибыв в назначенное время к месту предполагаемого сбыта наркотиков, К. попросил фигурантов передать ему на пробу небольшое количество наркотического вещества, получив которое прибыл к другим участникам проведения ОРМ. В результате действий «покупателя» не была задокументирована непосредственно купля-продажа наркотика. По истечении времени преступники скрылись;

3. Использование помощи подразделений, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в рамках одного либо нескольких ведомств – комплексное использование сил и средств (МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ).

Итак, выше нами была определена сущность взаимодействия следователя с органами дознания и иными участниками обозначенной правоохранительной деятельности, что позволило выделить как общие, так и частные его признаки. Здесь же было показано значение данного вида взаимодействия, а также определены его принципы.

Одновременно нами была рассмотрена нормативная правовая основа названного взаимодействия, раскрыто ее содержание и выявлены существующие проблемы.

В УПК РФ предусмотрены следующие процессуальные формы взаимодействия следователя и органов дознания: - дача органу дознания письменных поручений следователем о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий; об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ); - содействие органов дознания при осуществлении следователем процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ); - уведомление органом дознания следователя о результатах принятия розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление (ч. 4 ст. 157 УПК РФ); - дача органу дознания письменных поручений следователем о производстве розыскных действий не по месту производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152 УПК РФ); - участие должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в работе следственной группы (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

На практике применяются организационные формы взаимодействия следователя и органов дознания: - согласованное планирование (следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий); - деятельность следственно-оперативной группы; - взаимное информирование о ходе и результатах согласованной деятельности, а также совместное обсуждение участниками взаимодействия собранных по делу данных; - взаимодействие при реализации оперативных материалов.

В той или иной мере названные формы взаимодействия используются при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, следует заметить, что на выбор и последующее использование конкретной формы взаимодействия оказывает влияние характер складывающейся ситуации.

Думается, что не встретит возражений утверждение о том, что ситуация расследования, характеризующаяся отсутствием проблемности (наличие достаточной информации о лице, совершившем преступление; бесконфликтность поведения участников расследования и т.п.), не требует привлечения сил и средств органов дознания. В этом случае следователь способен самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Другое дело, когда складывающиеся ситуации носят неблагоприятный характер (противодействия расследованию со стороны лиц, совершающих преступление, их связей; отсутствие достаточных знаний и умений по фиксации хода, содержания и результатов проводимых мероприятий и пр.). Применительно к последним ситуациям целесообразно говорить об осуществлении взаимодействия, что позволит устранить либо существенно снизить неблагоприятный характер следственной ситуации[3].

Ранее было сказано, что взаимодействие должно начинаться еще до возбуждения уголовного дела. Продолжая данную мысль необходимо отметить, что на этапе принятия решения о возбуждении уголовного дела складывается исходная ситуация, характеризующаяся наличием у оперативных подразделений первоначальных сведений о лице, совершающем преступление (незаконное хранение, сбыт, изготовление наркотиков и т.д.) и отдельных обстоятельствах преступного деяния, недостаточных для возбуждения уголовного дела.

В период от момента принятия следователем уголовного дела к своему производству до момента привлечения лица в качестве обвиняемого, возникают такие следственные ситуации, как:

- лицо задержано в момент либо непосредственно после совершения преступления (незаконное хранение, сбыт и др.), но отрицает свое участие в противоправном деянии;

- лицо совершило преступление (склонение к потреблению наркотических средств, культивирование наркотикосодержащих растений, содержание притонов для потребления наркотиков и др.) и скрылось, оставив следы преступления либо не оставив их.

Применительно к преступлениям, совершаемым преступными группами, проблемным характером обладают ситуации, когда в момент совершения преступления (как правило, незаконная перевозка, изготовление наркотиков) задержан один из участников преступной группы, и:

- сведения о его соучастниках имеются;

- сведения о его соучастниках отсутствуют.

На последующем этапе расследования возникает проблемная ситуация, когда лицо (лица) привлечено в качестве обвиняемого за незаконный оборот наркотиков и оказывает противодействие следствию.

Таким образом, нами предложена система наиболее распространенных форм взаимодействия, важное место среди которых занимает использование возможностей органов дознания по производству оперативно-розыскных мероприятий. Положительным моментом является выделение типичных следственных ситуаций, обусловливающих выбор и использование форм взаимодействия при раскрытии и расследовании обозначенной категории преступных посягательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: