Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Список использованных источников

Заключение

Содержание взаимодействия следователя с иными участниками по делам о незаконном обороте наркотиков

Содержание взаимодействия следователя и органов дознания на различных этапах расследования по делам о незаконном обороте наркотиков

При получении информации о совершении определенным лицом преступления (когда данных для возбуждения уголовного дела недостаточно), связанного с незаконным оборотом наркотиков, представителям органа дознания целесообразно использовать форму взаимодействия «совместное обсуждение собранных по делу данных». Привлечение следователя на данном этапе позволит определить, подпадают ли действия фигуранта под конкретный состав преступления. Следователь, как лицо, полномочное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а значит доказывать вину обвиняемого, может помочь обозначить направления сбора дополнительной информации, которую впоследствии допустимо использовать для установления обстоятельств, изложенных в ст. 73 УПК РФ[4].

После проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) по результатам обсуждения, эффективно осуществление взаимодействия при реализации оперативных материалов (приемлема ситуация, в которой предыдущая форма взаимодействия выступает как составной элемент обозначенной реализации). Реализация оперативных материалов по делам рассматриваемой категории осуществляется, как правило, путем производства двух ОРМ: проверочная закупка и контролируемая поставка.

Следователь может проконсультировать оперуполномоченных о том, какие документы необходимо составить в процессе проведения выше указанных ОРМ (заявление о добровольном участии в мероприятии «покупателя», протокол досмотра «покупателя», его вещей и транспортного средства; протокол досмотра денежных купюр, протокол досмотра технического средства, протокол досмотра фигуранта, протокол добровольной выдачи наркотиков, постановления: о проведении мероприятия, предоставления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности, о рассекречивании результатов проведения негласных ОРМ). Здесь же он обратит внимание на правильность их оформления (последовательность заполнения, полнота вносимых сведений и пр.). Своевременна и полезна консультация следователя в отношении изъятия и упаковки наркотических средств или психотропных веществ.

Важное значение принадлежит следователю при определении участников реализации оперативных материалов. Так, следователь может обратить внимание на нецелесообразность привлечения лица, находящегося в состоянии наркотического голода, в качестве понятого (впоследствии это может привести к сомнению в достоверности его показаний). Помимо этого, следователь может обратить внимание на целесообразность определенной расстановки участников мероприятия на месте (например, выбор для понятых места, с которого возможно определить количество фигурантов, характер совершаемых ими действий), соблюдении некоторой последовательности их действий (например, задержание лица-приобретателя в месте, исключающем наблюдение со стороны лица-сбытчика, с одновременной фиксацией действий фигурантов)[5].

В завершении этапа реализации оперативных данных следователь помогает оперативным работникам в определении достаточности материалов, представляемых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это тем более важно, что сведения, содержащиеся в направляемых документах (носителях), кладутся по рассматриваемой категории уголовных дел в обоснование вины преступников. Здесь же он отслеживает соблюдение процедуры представления результатов оперативно-розыскной деятельности органами дознания.

В рамках реализации оперативных материалов используется такая форма взаимодействия, как согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. На это прямо указывает ведомственный нормативный акт (2008 год). В составляемом плане находят отражение вопросы подготовки, проведения и фиксации ОРМ, а также производства неотложных следственных действий. Кроме того, целесообразно дополнять данный план схемой расстановки сил и средств, принимающих участие в реализации оперативных материалов.

В ходе реализации оперативных материалов сотрудникам органа дознания необходимо постоянно обмениваться со следователем поступающей информацией, что позволит своевременно перестраивать тактику действий без ущерба для их доказательственной силы. Например, встреча лица-приобретателя и лица-сбытчика происходит в месте, которое не просматривается понятыми. Получение следователем информации об этом будет способствовать своевременному обращению с его стороны к руководителю мероприятия, что позволит переместить понятых в другое, более удобное для наблюдения, место.

После возбуждения уголовного дела, в ситуации, когда лицо задержано в момент либо непосредственно после совершения преступления, но отрицает свое участие в противоправном деянии, следователь должен использовать такую форму взаимодействия, как дача органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Следователь может поставить перед органом дознания задачи по сбору данных, характеризующих личность задержанного (направленность на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; образ жизни и т.п.); по установлению дополнительных свидетелей незаконного оборота наркотиков; по установлению мест транзитного пребывания перевозчика наркотиков; по выявлению связей задержанного, в том числе среди «авторитетов» преступного мира и лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков[6].

Как показывает практика, в отдельных случаях при расследовании незаконного оборота наркотиков требуется постановка перед органами дознания задачи по установлению местонахождения понятых, а равно выявлению свидетелей преступного события.

В рассматриваемой типичной следственной ситуации следователь может использовать помощь органов дознания в проведении оперативно-тактических комбинаций путем дачи письменных поручений о производстве отдельных следственных действий. На практике получило распространение производство оперуполномоченными одновременных обысков по месту проживания задержанного, а также месту его работы. Сотрудничество с работниками органов дознания позволяет оперативно задействовать имеющуюся у них информацию о типичных местах сокрытия объектов, представляющих интерес для дела, а также способах маскировки наркотиков.

Снижает нагрузку на следователя дача поручений органу дознания о производстве выемки документов по преступлениям, предусмотренным ст. 233 УК РФ, а также поручение им проведения допроса отдельных категорий свидетелей, чьи показания не имеют весомого доказательственного значения и не требуют значительных затрат времени (например, допрос грузчиков на железнодорожной станции по преступлениям, связанным с незаконной перевозкой наркотиков).

Содействие следователю со стороны работников органов дознания в осуществлении отдельных следственных действий (осмотр, обыск, выемка) позволит, с одной стороны, процессуально верно оформить содержание следственного действия и установить необходимые для дела обстоятельства, чему будет способствовать главенствующая роль следователя, с другой стороны, использовать собранные оперативным путем данные о личности задержанного без расшифровки источника, чему будет способствовать участие должностного лица соответствующего подразделения. К тому же, оперативные сотрудники в силу своих профессиональных обязанностей осуществляют оперативное прикрытие некоторых объектов, что даст им возможность помочь следователю на подготовительном этапе проведения выемки (обыска), например, определить лицо, у которого необходимо изымать документы, а также место возможного нахождения этих документов[7].

Пример. В 1999 г. УБНОН была задержана цыганка Федоронко, при ней было обнаружено наркотическое вещество (опий-сырец) в размере 2 кг. Установление умысла на оборот именно наркотика. Ф. показывала, что не знала о «наркотической природе» вещества, думала, что пудра (выдавала себя за онкологического больного). Следователь использовал форсированный темп допроса, одновременно о/у выбрал время и рассказал, что белое вещество, изъятое у Ф., возможно является взрывчатым, поэтому она может иметь дело с ФСБ. Ф. созналась, что знала о «наркотической» природе вещества. После этого выдала 23 кг опия.

В ситуации, когда лицо совершило преступление и скрылось, оставив следы преступления либо не оставив их, основная роль отводится даче поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий и даче поручения о производстве розыскных действий не по месту производства предварительного следствия.

Путем производства ОРМ органы дознания могут решить следующие задачи: 1) установить круг лиц, могущих совершить преступное деяние, на ограниченной территории; 2) установить круг лиц, высказывавших намерение на совершение преступного деяния; 3) установить круг лиц, могущих быть причастными к совершению преступления и изменивших привычный характер поведения после обнаружения преступления.

После установления факта нахождения лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого), за пределами территории, на которой осуществляется производство по уголовному делу, следователю целесообразно использовать правомочие на дачу поручения опроизводстве розыскных действий не по месту производства предварительного следствия.

Давая выше обозначенное поручение, следователь не должен ограничиваться формулировкой общей задачи: розыск лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого), – а ставить такие задачи, как: 1) установление свидетелей, могущих знать места возможного появления скрывшегося лица (как правило, это те, кто совместно с разыскиваемым употреблял наркотики, его близкие и другие лица); 2) поиск предметов, могущих указать на местонахождение разыскиваемого (предметы индивидуального пользования, документы и пр.); 3) установление мест, в которых подозреваемый появлялся до совершения либо во время совершения преступления (к ним относятся места совместного приобретения и употребления наркотиков и др.).

Аналогичным образом осуществляется взаимодействие, когда в момент совершения преступления задержан один из участников преступной группы, а сведения о его соучастниках отсутствуют. Применительно к этой ситуации акцентируем внимание на том, что органы дознания в соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны принимать меры к установлению лица, совершившего (участвовавшего в совершении) преступление в сфере незаконного оборота наркотиков. По результатам оперативно-розыскной деятельности, независимо от того, установлен либо нет преступник, используется уведомление органом дознания следователя о результатах принятия розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление (на практике это делается, как правило, в устной форме).

В уведомлении должно быть указано, какие ОРМ были проведены и какие результаты были достигнуты. К уведомлению прилагаются копии соответствующих документов (с соблюдением требований государственной тайны), что позволит следователю непосредственно их исследовать и выстроить тактику своих действий, а также наметить направления взаимодействия с органами дознания.

Эффективность расследования повышается за счет дачи письменных поручений о производстве розыскных действий не по месту производства предварительного следствия. Использование данной формы взаимодействия позволяет решить задачу поиска соучастников задержанного преступника, которые выехали на территорию другого города (региона).

Учитывая численность преступной группы, следователю целесообразно совместно с представителями органа дознания составлять согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Это важно также в силу того, что установление соучастников происходит одновременно с доказыванием вины задержанного подозреваемого.

В плане должны быть изложены ранее согласованные розыскные и следственные версии (акцент делается на частные версии в отношении лиц)[8], указаны следственные действия; обозначены обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; срок и исполнитель.

Разыскивая лиц, совершивших преступление, оперативные подразделения действуют самостоятельно, руководствуясь положениями ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако это не должно мешать следователю обмениваться с оперативными работниками информацией, ставшей ему известной в процессе проведения следствия (например, о круге знакомых подозреваемого; о местах проведения им досуга и пр.). Более того, эффективно совместное обсуждение собранных данных с участием обеих заинтересованных сторон. По результатам обсуждения может быть принято решение о проведении оперативно-тактической операции по установлению соучастников, их местонахождения и задержания.

В ситуации задержания одного из участников преступной группы и наличия сведений о его соучастниках взаимодействие обусловлено необходимостью скорейшего задержания последних и одновременного производства большого количества следственных действий в целях предотвращения воздействия с их стороны на следы преступления, свидетелей. Здесь рекомендуется использование такой формы взаимодействия, как: дача письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий. Установлению намерений на оказание противодействия может способствовать дача письменных поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

На этапе завершения расследования, когда лицо (лица) привлечено в качестве обвиняемого за незаконный оборот наркотиков и оказывает противодействие следствию, следователь должен использовать полномочия органов дознания по проведению ОРМ для того, чтобы установить намерения обвиняемых, их связей по оказанию противодействия. В условиях нахождения обвиняемых в СИЗО допустима и оправданна дача поручения о проведении ОРМ органам дознания Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России. Целесообразна постановка перед органами дознания задачи по предупреждению (нейтрализации) оперативно-розыскными мерами возможного (оказываемого) противодействия.

Пример. В период с 2003 по 2004 гг. ОВД р. Татарстан во взаимодействии с правоохранительными органами соседних государств была пресечена деятельность преступного сообщества, занимавшегося незаконной перевозкой из Республики Киргизия (контрабандой) наркотического средства «героин» в особ крупном размере и последующим его незаконным сбытом на территории России.

Проведенным комплексом ОРМ были установлены намерения обвиняемых на устранение пятерых свидетелей по делу, в отношении них были приняты меры безопасности (показания легли в основу обвинения, при отсутствии показаний обвиняемых осудили).

В обозначенной следственной ситуации особую роль приобретает обмен информацией между взаимодействующими субъектами о способах противодействия, задействованных в его оказании лицах, методах преодоления противодействия.

В ситуации, когда ведется расследование преступлений, совершаемых организованным преступным сообществом либо имеющих транснациональный характер целесообразно задействовать новеллу УПК РФ в области взаимодействия: создание следственной бригады и привлечение к ее работе сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это позволит, во-первых, повысить производительность по линии процессуальной деятельности (горизонталь). Во-вторых, даст возможность учесть оперативно-розыскную, непроцессуальную, составляющую борьбы с наркопреступлениями (вертикаль).

В заключение рассмотрения вопроса хотелось бы обратить внимание на такую форму взаимодействия, как деятельность следственно-оперативной группы. Данная форма обладает универсальным характером. На практике именно в рамках СОГ применяются остальные формы взаимодействия.

Следственно-оперативная группа создается внутриведомственным приказом руководителя (при задействовании сил и средств разных ведомств – согласованным приказом руководителей ведомств), в котором обозначается цель деятельности СОГ, время ее функционирования, старший группы; ее состав: должностные лица, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемой категории[9].

Деятельность СОГ по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, позволяет решить следующие задачи: а) обеспечение своевременного согласования действий следователя и представителей оперативных подразделений, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков; б) повышение качества исполнения письменных поручений следователя, данных органам дознания; в) создание оптимальных условий для обмена информацией, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, между участниками СОГ; г) своевременное и качественное проведение необходимых тактических (оперативно-тактических) комбинаций; д) эффективная и быстрая проверка выдвинутых версий в условиях, обеспечивающих экономию сил и средств участников СОГ.

В заключение рассмотрения третьего параграфа хотелось бы отметить, что предложенный вариант рассмотрения содержания форм взаимодействия позволяет правоприменителю получать помощь (оказывать содействие) в зависимости от конкретной ситуации.

При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков подчас возникает необходимость во взаимодействии со специализированными учреждениями. В частности, по делам о незаконном обороте синтетических наркотиков следователь может получить информацию из учреждений химической промышленности и торговли, а именно: сведения о приостановленных поставках, подозрительных сделках, новых химических веществах, которые могут быть использованы при изготовлении (производстве) данного вида наркотиков и их аналогов[10].

Изготовление наркотиков, имеющих синтетическое происхождение, сопряжено с определенным технологическим процессом, что обусловливает возможность возникновения пожароопасной ситуации в месте нахождения производства. В этой ситуации актуально налаживание взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы, сотрудникам которой следователь, руководствуясь ч. 4 ст. 21 УПК РФ, может поручить проведение проверки противопожарного состояния жилого помещения (иного строения).

В случае возникновения пожара, по прибытии к месту пожара следователь должен установить связь с руководителем пожарного расчета и предупредить его: 1) о более аккуратном обращении, по возможности, с предметами (оборудованием, химическими веществами), которые могут находиться в охваченной огнем квартире или ином помещении и впоследствии могут оказаться вещественными доказательствами по делу; 2) о возможном нахождении в месте пожара взрывоопасных, горючих, ядовитых веществ; 3) о применении пожарными средств индивидуальной защиты[11].

Одновременно следователь может получить содействие со стороны руководителя тушения пожара:

- в составлении протокола осмотра места происшествия, что обусловлено недостаточным знанием следователем терминологии пожарного дела;

- в обнаружении, закреплении, изъятии, упаковке и доставке из горящего помещения использованного при синтезе наркотиков оборудования, химических веществ;

- в выдвижении и проверке версий о причинах и обстоятельствах пожара;

- в определении очага пожара и мест нахождения определенных предметов в месте пожара[12].

Руководитель тушения пожара должен также выполняет письменные поручения следователя.

Следователь может получить консультацию сотрудника пожарного расчета об обстоятельствах, способствовавших продвижению огня в помещении, о назначении помещения.

Важную роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков играет обмен информацией между следователем и участковым уполномоченным милиции. От последнего следователь может получить информацию: а) о жилых (квартирах, комнатах, дачах, домах) или нежилых помещениях (сараях, гаражах, подвалах, чердаках, складах и т.п.), сдаваемых внаем или поднаем гражданами (организациями), а также о гражданах, пользующихся ими (их интересах, круге знакомых, соблюдении регистрации по месту жительства, месте проживания); б) об обстановке, которая складывается около таких квартир (специфическом запахе химических реактивов и других веществ; работающей вентиляционной системе; лицах, причастных к производству или занятых поиском специального оборудования, химических веществ; в) возможных местах хранения или сбыта наркотиков, о местах возможной организации и содержания притонов для их потребления; г) о продавцах химических веществ (например, на территории рынка) и их покупателях; д) о действующих на территории предприятиях, производящих вещества, используемые при синтезе синтетических наркотиков[13].

При расследовании рассматриваемой категории преступлений следователь взаимодействует с оперативными службами исправительных учреждений в таких формах, как:

- совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, что позволит вовремя диагностировать и устранить допущенные ошибки и выработать адекватную линию поведения в ходе расследования;

- совместное согласованное планирование мероприятий по выявлению источников приобретения и последующего распространения наркотических средств и психотропных веществ, установлению и доказыванию вины сбытчиков и хранителей наркотиков;

- создание и деятельность следственно-оперативной группы, что особенно важно, учитывая межведомственный характер взаимодействия[14];

Необходимо взаимодействие следователя с районным подразделением службы санэпидемнадзора, экологической кафедрой учебного заведения, так как представители этих организаций по признакам заболевания и запахам могут сделать вывод о наличии в квартирах, расположенных в подъезде, где находится подпольная лаборатория по производству синтетических наркотических средств, цианистых соединений, а именно эти соединения могут указать на действующую нарколабораторию по производству фенциклидина[15].

В заключение рассмотрения четвертого параграфа хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что деятельность следователя по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, имеет комплексный характер и требует от правоприменителя использования помощи различных субъектов правоохранения (среди которых не последнее место занимают представители милиции общественной безопасности, государственной противопожарной службы и т.д.), а также специализированных учреждений.

Итак, в рамках настоящей лекции нами было сформулировано рабочее определение взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В понятии взаимодействие обозначено как основанная на законах и иных нормативных актах согласованная деятельность следователя, органов дознания и иных субъектов в рамках представленной им компетенции, направленная на решение задач раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Здесь же были закреплены задачи взаимодействия по делам о незаконном обороте наркотиков, в качестве которых мы отметили: - введение в объем доказательств по делу сведений, касающихся обстоятельств незаконного оборота наркотиков и содержащихся в материалах оперативных подразделений; - получение сведений тактического характера, позволяющих эффективно проводить следственные действия, направленные на сбор, проверку и оценку доказательств виновности лица, занимающегося незаконным оборотом наркотиков; - организацию деятельности административно неподчиненных друг другу органов и должностных лиц в целях установления фактов незаконного оборота наркотиков и лиц, его осуществляющих.

Одновременно нами была обозначена нормативная правовая основа взаимодействия рассматриваемого вида, которую составляют акты «общего» (законы, ведомственные и межведомственные приказы по взаимодействию и др.) и «специального» (межведомственные и ведомственные акты) характера.

В дальнейшем мы обратили внимание на содержание форм взаимодействия, которое было изложено с учетом складывающейся следственной (исходной) ситуации.

Основные источники

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. – М.: Проспект; КноРус, 2010. – 224 с.

Дербенев, А. П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений: учебное пособие / А.П. Дербенев. – М.: Академия МВД России, 1983. – 70 с.

Кривенко, А. И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: монография / А.И. Кривенко. – М.: Изд-во Юрлитинформ, 2008. – 240 с.

Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий: учебное пособие / под ред. И.Н. Кожевникова. – М.: ЭКЦ МВД России, 1995. – 134 с.

Дополнительные источники

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд [Электронный ресурс]: приказ МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147. – Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». – Загл. с титул. экрана.

О создании Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления) [Электронный ресурс]: приказ МВД, ГТК, ФСБ, ФПС РФ от 7 мая 1998 г. № 284/328/204/217. – Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». – Загл. с титул. экрана.

Об утверждении Наставления по организации работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков для сотрудников ОВД: приказ начальника УВД Омской области от 20 ноября 2001 г. № 663 // Документ опубликован не был.

Пархоменко, В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ: (Тактико-криминалистические аспекты): автореф. дис… канд. юрид. наук В.И. Пархоменко. – М.: [Б. и.], 2005. – 26 с.

Роганов, С. А. Расследование преступлений в сфере нетрадиционного наркобизнеса / С.А. Роганов. – Спб.: Юридический центр ПРЕСС, 2005. – 547 с.

Шендерей, А. Е. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ / А.Е. Шендерей, В.Б. Мареев, Л.А. Кочетова [и др.]. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. – 204 с.


[1] Пархоменко В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ: (Тактико-криминалистические аспекты): автореф. дис… канд. юрид. наук. – М.: [Б. и.], 2005. – С. 3.

[2] В рамках настоящей лекции мы акцентируем внимание на рассмотрении взаимодействия применительно к составам преступлений, подследственных следователю органов внутренних дел непосредственно (ст. 151 УПК РФ – ч. 2,3 ст. 188 УК РФ, ч. 2 ст. 228 УК РФ и ст. 2281 УК РФ) и опосредованно (ч. 4 ст. 150, п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ – ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 1 ст. 228 УК РФ, ст. 2282 УК РФ, ч. 1 ст. 230 УК РФ, ч. 1 ст. 230 УК РФ, ч. 1 ст. 231 УК РФ, ч. 1 ст. 232 УК РФ и ст. 233 УК РФ).

[3] Учитывая большое количество составов преступлений, охватываемых незаконным оборотом наркотиков, и ограниченность лекционного времени, позволим себе выделить типичные следственные ситуации, носящие общий характер.

[4] В рамках настоящего вопроса нами будет рассмотрено содержание форм взаимодействия следователя с органами дознания, наделенными функцией осуществления оперативно-розыскной деятельности.

[5] В данном случае речь идет о содействии следователя, исключающем дальнейшее его привлечение в качестве свидетеля, до выезда на место производства ОРМ.

[6] Типичным способом сокрытия преступлений является ведение записей о своих знакомых без упоминания соучастников и адресов, снимаемых для изготовления наркотических средств, квартир (Шендерей А. Е. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ / А.Е. Шендерей, В.Б. Мареев, Л.А. Кочетова [и др.]. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. – С. 134).

[7] В качестве примера можно привести деятельность оперативных подразделений МВД РФ, которыми в рамках проведения крупномасштабной операции «Допинг-96» было проверено около 20 тыс. объектов (аптек, больниц, складов), где готовятся, хранятся и реализуются наркотические средства для медицинских целей. В результате проверок из аптек было изъято 1 309 поддельных рецептов на получение наркотических средств. Кроме того, оперативникам удалось установить 1 466 частных и государственных предприятий, на которых возможно незаконное производство наркотиков. На учет по подозрению в причастности к незаконному обороту наркотиков было поставлено более 5 тыс. человек (Шендерей А. Е. Указ. соч. – С. 172).

[8] Так, согласно данным в литературе, 57,5% лиц, участвовавших в сбыте наркотиков, являются мужчинами; около трети – лица в возрасте от 18 до 24 и от 30-49 лет. Из числа организованных сбытчиков наркотиков 94,6% принадлежат к местным жителям.

[9] Учитывая большую общественную опасность незаконно оборота наркотиков, целесообразно осуществлять взаимодействие в рамках постоянно-действующих следственно-оперативных групп.

[10] Роганов С. А. Расследование преступлений в сфере нетрадиционного наркобизнеса. – Спб.: Юридический центр ПРЕСС, 2005. – С. 383.

[11] Там же. – С. 383-384.

[12] Роганов С. А. Указ. соч. – С. 384.

[13] Там же. – С. 384-385.

[14] В рамках проведенного нами исследования была установлена целесообразность создания следственно-оперативной группы по каждому уголовному делу. Создание следственной бригады с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, было выявлено нами лишь по одному уголовному делу. Функционирование же дежурной следственно-оперативной группы нецелесообразно в силу того, что преступления в местах лишения свободы имеет исключительный характер.

[15] См.: Роганов С. А. Указ. соч. – С. 390.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: