Тема 1. Содержание и структура менеджмента
Оглавление
Уровень оценки научной организации труда.
Уровень научной организации труда оценивается на основе частных коэффициентов.
1. Коэффициент разделения труда
Тема 1. Содержание и структура менеджмента 5
1. Этимология термина «менеджмент» 5
3.Содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента 8
Тема 2. Основные этапы эволюции управленческой мысли 11
1. Революции менеджмента 11
2.Школа научного управления 13
3.Классическая (административная) школа управления 16
4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук 18
5.Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время). 22
6.Современные подходы к менеджменту 23
7. Особенности становления и развития науки управления в России 26
8.Особенности российского менеджмента 30
9. Национальные модели менеджмента 31
Тема 3. Понятие и сущность управления. Системный характер управления 35
1. Сущность управления 35
2. Системный характер управления 36
|
|
3.Виды систем 39
4.Организация как социальная система 40
Тема 4. Методологические основы менеджмента. Принципы и функции управления 42
1.Закономерности менеджмента 42
2. Принципы управления 43
3. Функции менеджмента 45
4. Методы менеджмента 48
Тема 5. Теория организации. Принципы развития и закономерности функционирования организации 49
1. Понятие и сущность организации 49
2. Жизненный цикл организации 51
3.Типология и классификация организаций. 52
4.Законы функционирования организации 54
5.Внутренняя среда организации. 55
6. Внешняя среда организации и её значение. Факторы внешней среды организации. 56
Тема 6. Основные бизнес-процессы в организации 58
1. Понятие бизнес-процесс 58
2.Принципы формирования бизнес-процессов 58
3. Реинжиниринг бизнес-процессов 61
Тема 7. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации 63
1. Менеджер как профессиональный управляющий 63
2. Качества, роли и типы менеджеров 64
3. Организация труда менеджера. Самоменеджмент 66
4. Основные типы подчиненных 69
Тема 8. Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования 71
1.Понятие цели 71
2. Сущность и методы планирования 73
3.Виды планирования 74
4.Стратегия. Процесс стратегического планирования. 79
Тема 9. Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования 82
1.Понятие управленческой структуры 82
2.Линейная структура управления 84
3.Функциональная структура управления 85
4. Линейно-функциональная структура управления 86
5.Дивизиональная (отделенческая) структура управления 87
6.Матричная, проектная, программно-целевая, фрагментарная, адхократическая структура управления 93
|
|
7. Конгломератная (смешанная) структура управления 96
Тема 10. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля 98
1. Понятие контроля, его цели и области 98
2. Этапы процесса контроля. Виды контроля 99
Тема 11. Мотивация трудовой деятельности 102
1. Понятие и модель мотивации 102
2. Виды мотивов и методы мотивации 103
Тема 12. Содержательные и процессуальные теории мотивации 106
1.Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERGК Альдерфера 106
2. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель мотивации Портера—Лоулера. 110
Тема 13. Понятие, виды управленческих решений и методы их принятия 114
1.Понятие управленческое решение. Классификация управленческих решений. 114
2.Процесс принятия управленческого решения 115
3.Методы поиска новых идей и решений 116
4. Решения, принимаемые в условиях неопределенности 117
Тема 14. Организационные отношения в системе менеджмента 119
1. Организация взаимодействия и полномочия 119
2.Норма управляемости 120
Тема 15. Группы в организации. Основные стадии формирования групп 123
1.Природа группы. Классификация групп. Причины создания. Стадии развития групп 123
2.Характеристики группы 125
3.Групповая сплоченность 127
4. Конформизм, его сущность и роль в управлении коллективом 129
Тема 16. Коммуникационные структуры внутри группы 131
1.Коммуникации в менеджменте и их роль. Виды управленческой информации 131
2. Коммуникационный процесс и его структура 133
3. Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме 136
Тема 17. Руководство: власть и личное влияние 138
1.Природа руководства 138
2.Личностные источники власти менеджеров 138
3.Основы наделения властью и участия в управлении 140
Тема 18. Лидерство в системе менеджмента 141
1. Природа лидерства и его основа 141
2. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка и Д. Моутона 142
3. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Стинсона-Джонсона, Врума-Йеттона, Т. Митчелл -Р. Хауз 145
4. Руководство и лидерство: отличительные признаки 149
Тема 19. Конфликты в управлении 152
1.Понятие и типы конфликтов 152
2. Алгоритм анализа, оценки и разрешения конфликта 153
3. Способы управления конфликтом 154
4. Причины стресса и снижение его уровня 155
Тема 20. Организационная культура 157
1. Понятие, предмет и принципы организационной культуры 157
2. Классификация и основные типы организационной культуры 159
3. Факторы, влияющие на организационную культуру 161
Тема 21. Управление процессом преобразований 164
1. Сущность и классификация организационных изменений 164
2.Теории и подходы организационных изменений 165
3. Подходы для преодоления сопротивления изменениям 166
4. Модели управления организационными изменениями 168
5. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям 168
1. Этимология термина «менеджмент»
2. Управление и менеджмент
3.Содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента
1. Этимология термина «менеджмент»
Трудно установить с предельной точностью, какова этимология термина «менеджмент». Специальные работы нам не попадались. Однако истинное значение слова мы можем установить, выявляя его исторические корни.
В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов. Тиранические режимы, неограниченная власть государя назывались «деспотизмом».
|
|
Если вначале слово «демагогия» означало искусство предводительствовать народом, то затем оно приобрело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом. Логика перехода от «руководить» к «делать нечто, чтобы снискать благословение народа», весьма поучительна. Слово «демагог» стало обозначать одновременно государственного деятеля и своекорыстного искателя народной популярности. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» — искусство манипулировать этой властью во вред самому народу.
Древнегреческое ago, даже не будучи соединенным с demos, несет в себе смысл руководства, управления, а кроме того, ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы получим новое слово — педагогика. О руководителе, как о воспитателе говорили не только древние. Самое удивительное то, что и прагматичные американцы склонны к наставничеству и воспитанию. Тейлор в конце 80-х годов XIX века и Р. Уотермен в начале 80-х годов XX века говорили об одном и том же: подчиненные — взрослые дети, а руководитель — отец и наставник. Собственно говоря, патерналистский стиль управления (патернализм) означает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесняли производственные.
Видимо, мотивы демагогии и педагогики — универсальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но в Древней Греции они впервые были обнаружены со всей яркостью и очевидностью.
Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская. В латинском языке существует слово mancepts — предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Но вот что характерно: мы опять сталкиваемся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой — ее полное отсутствие, бесправное положение раба. Почему такое стало возможным? Дело в том, что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме являлись частью имущества, собственностью рабовладельца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать).
|
|
Нетрудно догадаться, что перед нами — прародитель самого главного термина современной экономики — капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов — manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и переводится как «предприниматель» — человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью.
Неожиданную интерпретацию современного термина «менеджмент» предлагает немецкий историк И. Шайд. Он выводит его этимологию из итальянского maneggiare — умения управлять лошадью. Никакого сходства между двумя терминами вроде бы нет. С одной стороны, предприниматель и капиталист, с другой — искусный наездник. Что между ними общего? Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она исполняла определенные движения, которые на свободе она выполняет совершенно свободно. Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации... Стало быть, главное в искусстве менеджера — мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении.
В литературе и на практике слова «менеджмент» и «управление» используются как синонимы. Однако научное понимание этих терминов совпадает не полностью.
Рассмотрим понятие «менеджмент» более конкретно.
В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие это понятие с различных точек зрения. Приведем некоторые из них.
В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
Современный экономический словарь» дает следующее определение: «Менеджмент — это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления».
Сравним понятия «менеджмент» и «управление».
С точки зрения сфер приложения, менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).
Таким образом, менеджмент — понятие менее емкое, чем управление, это одна из его разновидностей.
С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).
Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).
Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.
Менеджмент — это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.
Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.
Кто такой менеджер?
В литературе встречаются различные походы к определению данного специалиста. Приведем некоторые из них.
Менеджер — самостоятельная профессия, специалист в области управления. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или ее конкретная сфера.
Менеджер — представитель административного аппарата организации (слишком широкий подход).
Менеджер как профессиональный управляющий имеет свою область деятельности. Этой областью является процесс управления социально-экономическими отношениями персонала организации (т.е. управленческий процесс).В основе его деятельности — реализация функций управления, и прежде всего по принятию управленческих решений, организации и контролю их исполнения.