Вопрос: факторы, влияющие на рыночную структуру

Факторы, влияющие на рыночную структуру, делятся на две категории:

а) Факторы нестратегического характера.

Определяются объективными основами отрасли; не зависят от поведения

фирмы-продавца.

· Минимально-эффективный выпуск продукции (МЭВ)

· Показатели концентрации и иностранная конкуренция

· Эластичность, направление и темпы изменения спроса

· Концентрация покупателей

б) Факторы стратегического характера.

Связаны со стратегией поведения фирмы на рынке; являются

субъективными параметрами структуры.

  • Согласованность ценовой политики фирмы
  • Ценовая дискриминация
  • Дифференциация продукта
  • Горизонтальная и вертикальная интеграция

Факторы нестратегического характера:

МЭВ – это объем производства (сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли. МЭВ зависит от технологических особенностей производства.

Эффективное число фирм определяется как отношение размера рынка к минимально-эффективному выпуску.

В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли, иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли.

При расчете концентрации рекомендуется учитывать сумму экспорта крупнейших производителей как внутренних, так и с участием иностранного капитала. Одновременно учитываем импорт отрасли.

Эластичность спроса по цене ограничивает норму прибыли, которую могут получить фирмы, действующие на рынке несовершенной конкуренции. Снижение спроса может способствовать повышению монопольной власти и влиять на тип рынка.

Если коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, это свидетельство того, что цена и спрос изменяются разнонаправленно. И наоборот, если коэффициент эластичности имеет положительное значение, цена и спрос изменяются в одном направлении. Если же он равен единице, то изменение цены равняется изменению спроса.

Концентрация покупателей оказывает воздействие на масштабы монопольной власти на рынке. Фирма назначает разные цены для мелких покупателей и крупных заказчиков. Чем крупнее покупатель, тем большей властью он обладает и пользуется ею для оказания давления на цены в сторону понижения.

Факторы стратегического характера:

Высокая согласованность направления и темпов изменения цен служит свидетельством тесного взаимодействия в отрасли, что в свою очередь является одним из условий осуществления монопольной власти. Свидетельством реализации монопольной власти является относительная стабильность реальной цены товара. С повышением уровня монопольной власти увеличивается жесткость цен.

Ценовая дискриминация заключается в предложении товара разным потребителям по разным ценам. Целью ценовой дискриминации должно быть увеличение объема продаж и прибыли. Использование практики ценовой дискриминации позволяет фирмам усилить свою власть на рынке за счет разных цен на одни и те же товары.

Дифференциация продукта – это выпуск различных марок одного товара одним производителем. Дифференциация товара увеличивает рыночную власть фирмы путем создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их приверженности определенной товарной марке. Дифференциация продукта чаще бывает пространственная (географическая), в этом случае на деятельность фирмы и установление ассортимента влияют транспортные расходы, расходы на рекламу и т.д.

Горизонтальная интеграция – однородная деятельность в разных отраслях; вертикальная интеграция – разнородная деятельность в одной отрасли.

Горизонтальная интеграция предполагает или диверсификацию производства, или с целью снижения риска расширение видов деятельности.

Вертикальная интеграция предполагает соединение последовательных стадий производства товара; предоставляет фирме большую рыночную власть, чем горизонтальная интеграция; создает новые барьеры для входа в отрасль.

Показатель вертикальной интеграции в отрасли – это отношение добавленной стоимости к выручке от продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: