Факторы, влияющие на рыночную структуру, делятся на две категории:
а) Факторы нестратегического характера.
Определяются объективными основами отрасли; не зависят от поведения
фирмы-продавца.
· Минимально-эффективный выпуск продукции (МЭВ)
· Показатели концентрации и иностранная конкуренция
· Эластичность, направление и темпы изменения спроса
· Концентрация покупателей
б) Факторы стратегического характера.
Связаны со стратегией поведения фирмы на рынке; являются
субъективными параметрами структуры.
- Согласованность ценовой политики фирмы
- Ценовая дискриминация
- Дифференциация продукта
- Горизонтальная и вертикальная интеграция
Факторы нестратегического характера:
МЭВ – это объем производства (сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли. МЭВ зависит от технологических особенностей производства.
Эффективное число фирм определяется как отношение размера рынка к минимально-эффективному выпуску.
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли, иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли.
|
|
При расчете концентрации рекомендуется учитывать сумму экспорта крупнейших производителей как внутренних, так и с участием иностранного капитала. Одновременно учитываем импорт отрасли.
Эластичность спроса по цене ограничивает норму прибыли, которую могут получить фирмы, действующие на рынке несовершенной конкуренции. Снижение спроса может способствовать повышению монопольной власти и влиять на тип рынка.
Если коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, это свидетельство того, что цена и спрос изменяются разнонаправленно. И наоборот, если коэффициент эластичности имеет положительное значение, цена и спрос изменяются в одном направлении. Если же он равен единице, то изменение цены равняется изменению спроса.
Концентрация покупателей оказывает воздействие на масштабы монопольной власти на рынке. Фирма назначает разные цены для мелких покупателей и крупных заказчиков. Чем крупнее покупатель, тем большей властью он обладает и пользуется ею для оказания давления на цены в сторону понижения.
Факторы стратегического характера:
Высокая согласованность направления и темпов изменения цен служит свидетельством тесного взаимодействия в отрасли, что в свою очередь является одним из условий осуществления монопольной власти. Свидетельством реализации монопольной власти является относительная стабильность реальной цены товара. С повышением уровня монопольной власти увеличивается жесткость цен.
|
|
Ценовая дискриминация заключается в предложении товара разным потребителям по разным ценам. Целью ценовой дискриминации должно быть увеличение объема продаж и прибыли. Использование практики ценовой дискриминации позволяет фирмам усилить свою власть на рынке за счет разных цен на одни и те же товары.
Дифференциация продукта – это выпуск различных марок одного товара одним производителем. Дифференциация товара увеличивает рыночную власть фирмы путем создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их приверженности определенной товарной марке. Дифференциация продукта чаще бывает пространственная (географическая), в этом случае на деятельность фирмы и установление ассортимента влияют транспортные расходы, расходы на рекламу и т.д.
Горизонтальная интеграция – однородная деятельность в разных отраслях; вертикальная интеграция – разнородная деятельность в одной отрасли.
Горизонтальная интеграция предполагает или диверсификацию производства, или с целью снижения риска расширение видов деятельности.
Вертикальная интеграция предполагает соединение последовательных стадий производства товара; предоставляет фирме большую рыночную власть, чем горизонтальная интеграция; создает новые барьеры для входа в отрасль.
Показатель вертикальной интеграции в отрасли – это отношение добавленной стоимости к выручке от продаж.