Рабочий инструмент мышления – понятия

Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Совокупность признаков (свойств и отношений), отражаемых в понятии, составляют его содержание. Множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия, есть объем понятия.

В каждой ситуации какие-то объекты следует считать одинаковыми, а какие-то – разными. Одинаковые объекты должны иметь одно и то же наименование, разные объекты – разные наименования. Эту функцию и выполняют понятия. Как операциональная единица механизма понимания понятие позволяет различить разное и отождествить одинаковое и обозначить их, т.е. присвоить каждому классу «одинаковых» объектов определенное наименование (имя, знак). При этом два объекта могут восприниматься как разные или одинаковые в зависимости от ситуативных требований к их различению – отсюда ситуативность так называемых «рабочих понятий».

Понятие есть инструмент понимания (текста, ситуации). Понять текст – это значит «восстановить» те объекты и реконструировать те связи и отношения между ними, которые описывал автор в данном тексте – это есть реконструкция ситуации действования автора текста. Понять ситуацию – это значит описать ее на некотором языке; это обратная задача по отношению к предыдущей.

Понятие есть инструмент мышления, позволяющий путем операций над определенными знаками (именами объектов) устанавливать связи и отношения между идеальными объектами и осуществлять их преобразование. Через продукты мышления: проекты, программы, цели, задачи, планы и др. – понятия определяют деятельность.

Структура понятия показана на рис. 1.1.4:

Рис.1.1.4. Структура понятия.

Для управленческого мышления важным элементом структуры понятия являются операции и процедуры, которые должны отвечать на вопросы:

- как построить предмет, входящий в объем понятия;

- как отличить предмет, входящий в объем понятия, от других предметов, не входящих в него;

- как использовать объект

и др.

Наряду с понятиями важнейшим инструментом мышления являются схемы. В качестве примера на рис. 1.1.5 приведена предложенная Г.П.Щедровицким в 1989 г. онтологическая схема промышленного предприятия. Эта схема включает все существенное для любого промышленного предприятия: машины и технологические линии, построенную вокруг них производственную деятельность, охваченную организационно-управленческой деятельностью, которая в свою очередь, осуществляется в рамке рынка, а также технологическую деятельность, которая только частично охватывается управленческой: нельзя «приказать» создать технологию, для которой нет базы, созданной научно-техническим прогрессом[16].

Рис. 1.1.5. Онтологическая схема промышленного предприятия (по Г.П.Щедровицкому).

1 – машины и технологические линии; 2 – деятельность по производству продукции;
3 –деятельность по разработке технологий; 4 – оргуправленческая деятельность; 5 – рынок.

На рис.1.1.6. приведена онтологическая схема региональной экономики, созданная по аналогии с онтологической схемой промышленного предприятия.

Рис.1.1.6. Онтологическая схема региональной экономики.

Следует различать схемы объекта мышления и схемы организации мышления, называемые также оргдеятельностными схемами. Схемы объекта отвечают на вопрос «что», «о чем мыслим», схемы организации мышления – на вопрос «как» – как организовано мышление, какие мыслительные процедуры и в каком порядке применяются и т.п. К одним и тем же объектам применимы разные схемы организации мышления, одна и та же схема организации мышления применима к разным объектам. Это позволяет рассматривать объекты и схемы организации мышления отдельно друг от друга, выделять, изучать и создавать методы мышления. Для того, чтобы подчеркнуть взаимную независимость схем объекта и организации мышления, их принято изображать на разных плоскостях, ортогональных друг к другу (рис.1.1.7).

В обыденном мышлении крайне редко можно разделить объектную и оргдеятельностную плоскости: обычно они «схлопываются» в одну, т.е. для каждого объекта «придумывают» свой способ оперирования с ним. Неумение отделить схемы организации мышления от объектов приводит к невозможности рассматривать организацию мышления как отдельный объект исследования и развития. Следствием является часто встречающееся плохо организованное мышление, не обладающее четкой структурой (в частности, не имеющее четкой структуры понятий), беспомощное в выводах и в итоге практически бесполезное. Рефлексивное выделение методов и средств мышления и вынос и их на отдельную «плоскость» позволяет развивать логику (и как науку о мышлении, и как совокупность практических приемов мышления) и добиваться практической продуктивности мыслительной работы.

Рис.1.1.7. Двухплоскостное представление мышления (по Г.П.Щедровицкому)
и взаимосвязь мышления менеджера и исполнителя

Разделение объектной и оргдеятельностной плоскостей управленческого мышления имеет принципиальное значение и в другом отношении. Менеджер, освоивший организацию управленческого мышления как таковую, вне связи с конкретными объектами мышления, приобретает возможность управлять любыми объектами, так как владеет универсальными схемами мышления. Менеджер, владеющий методиками мыслительной работы, жестко привязанными к конкретным видам объектов, может управлять только объектами данного вида.

Управленческое мышление имеет одним из объектов способы мышления исполнителя (субъекта управляемой деятельности), в этом случае содержание оргдеятельностной плоскости мышления исполнителя становится содержанием объектной плоскости мышления менеджера. На оргдеятельностной плоскости мышления менеджера отображается, как менеджер определяет (нормирует) мышление исполнителя. Этот вопрос далее будет также рассматриваться в связи с изучением стратегического мышления.

Важнейшим для управленческого мышления является синтез представлений, получаемых при исследовании объекта управления в рамках разных научных предметов. Такой синтез целостного объекта по его «проекциям» на разные научные предметы получил название конфигурирования. Осуществление конфигурирования рассматривается системомыследеятельностной методологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: