Методы бухгалтерского учета

1. Бухгалтерская документация – письменные свидетельства о совершенной хозяйственной операции, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документы являются:

1) Письменным распоряжением на выполнение каких-либо хозяйственных операций;

2) Письменным подтверждением совершения хозяйственной операции (распорядительный документ - расходный кассовый ордер, положительный – приходный кассовый ордер);

К учету принимаются только правильно оформленные документы, то есть те, в которых заполнены все реквизиты (к таковым относятся – наименование, дата совершения операции, ее содержание, количественные и стоимостные измерители, подписи ответственных лиц)

Первоочередное требование к документам: своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля. При получении документы должна быть проверена:

1) Полнота его содержания – формальная проверка;

2) Счетная проверка – арифметическая проверка;

3) Логическая проверка – проверка по существу.

Документооборот - движение документов организации с момента их создания или получения до завершения исполнения (отправка по назначению, направление в дело (архивирование)).

В бухгалтерском учете существует 5 основных этапов документооборота:

1. Составление документа;

2. Передача в бухгалтерию;

3. Проверка принятых документов бухгалтером;

4. Обработка документов в бухгалтерии (таксировка, группировка, контировка (указание в первичном документе корреспонденции счетов));

5. Сдача документа на хранение в архив.

График документооборота – схема, которая описывает движение первичных документов на предприятии от момента их создания (получения) до момента передачи на хранение. Как правило излагается отдельным приказом, подписывается директором (создается главным бухгалтером).

2. Инвентаризация – проверка фактического наличия средств предприятия с их документальным учетом. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери (хищения, недостачи), поэтому с ее помощью контролируется сохранность материальной ценности и т.д., проверяется полнота и достоверность бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 13.06.1995 года.

3. Оценка – способ выражения объекта бухгалтерского учета в обобщенном стоимостном измерителе.

4. Калькуляция – способ или метод исчисления себестоимости.

5. Бухгалтерская отчетность (ПБУ 4/99) – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения, пояснительная записка.

Первичная документация ---- учетные регистры (УР) ---- бухгалтерская отчетность

6. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Баланс по своему строению представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется актив, правая сторона называется пассив. В активе предприятия имущество предприятия по составу и размещению. 1 раздел актива – внеоборотные активы, 2 – оборотные активы. В пассиве представлена информация об источниках формирования имущества предприятия, то есть капитал организации. 3 раздел – капитал и резервы, представляет величину собственного капитала. 4 – величина обязательств предприятия, это заемные источники, «долгосрочные обязательства». 5 – краткосрочные обязательства (заемный).

Актив Пассив
1. Внеоборотные активы 2. Оборотные активы 3. Капитал и резервы 4. Долгосрочные обязательства 5. Краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

Основным элементом бухгалтерского баланса является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, либо источнику. Балансовые статьи объединяются в группы – это разделы баланса. Для отражения состояний средств в балансе предусмотрены графы для цифровых показателей на начало и конец отчетного периода. Баланс в переводе с латинского языка означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов. В балансе сумма статей актива (рассчитывается отдельной строчкой актива и называется «баланс») равняется сумме статей пассива.

7. Счета бухгалтерского учета – способ текущего учета и контроля хозяйственной деятельности. Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств открывается отдельный счет. Формирование учетных регистров и отражает суть работы счетов.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, не имеющие физическое основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, ноу-хау, программными продуктами, товарные знаки. Переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда). Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

Посмотреть лекции по экономике, учебники.?? нематериальные активы: что относится, критерии признания, варианты начисления амортизации. Основные средства, критерии признания, варианты оценки, начисление износа. Найти, вспомнить!!!

Вызубрить! Методы бухгалтерского учета.

Каждый счет имеет свой номер (№), наименование счета

ДЕбет САльдо – сумма средств предприятия на начало отчетного периода 1, 2.+ запись хозяйственных операций, вызывающих увеличение счета. КрЕдит 3,4 – запись хозяйственных операций, вызывающих уменьшение счета
Итого по Дебету (Ид) – сумма хозяйственных операций по дебету счета: 1+2 Итог Кредитовый (Ик) – сумма хозяйственных операций по кредиту счета: 3+4
Сальдо конечное (Ск)= Сн(сальдо на начало периода) + Ид - Ик

Все счета в бухгалтерском учете делятся на активные, пассивные, активно-пассивные. Свое название они получили от наименования сторон баланса и отражают их содержание. Активные счета предназначены для учета средств предприятия по составу и размещению. На пассивных счетах ведется учет об источниках образования имущества.

Пассивный счет.

№, наименование

Дебет Кредит
1, 2 – хозяйственные операции, вызываюшие уменьшение счета Сн – сумма источников образования имущества на начало периода 3, 4, 5 + хозяйственные операции вызывающие увеличение счет
Ид = 1+2 Ик = 3+4+5 Ск = Сн + Ик – Ид

Схема активно-пассивного счета

№76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Дебет Кредит
Сн – Дз (дебиторская задолженность) 1. – Дз возникновение или увеличение кредиторской задолженности должны отразить 2. + Кз
Ск = Дз Ск = Кз

Классификация имущества по составу и размещению, методы

Двойная запись – одновременная запись одной и той же суммы по дебету одного и кредиту другого счета. Когда какая-нибудь операция вызывает изменение данных на двух счетах бухгалтерского учета, то говорят, что эти счета корреспондируют друг с другом. Корреспонденции записываются на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: