Связь товароведения с другими науками и дисциплинами

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественнонаучных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Только с помощью этих наук можно выявить полезные свойства пищевых продуктов. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения физики, химии, биологии и некоторых других общенаучных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения пищевых продуктов.

Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении, свойствах, биология - данные об организмах, их строении и происходящих процессах жизнедеятельности. На основе биологических наук товароведение более полно выявляет потребительские свойства пищевых продуктов, получаемых из тканей и отдельных органов растений и животных.

Товароведение при исследования пищевых продуктов пользуется физическими, химическими и биологическими методами.

Пищевые продукты, за некоторым исключением, представляют особой хорошую питательную среду для микроорганизмов, поэтому из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, а также производства витаминов, ферментов, антибиотиков, кормовых белков и др. Следовательно, микробиология, и особенно ее отрасль — пищевая микробиология, тесно связана с товароведением пищевых продуктов.

Пищевые продукты растительного и животного происхождения человек употребляет преимущественно после технологической переработки, в процессе которой сырье подвергается различным изменениям. Поэтому имеется связь между товароведением и технологией пищевых продуктов, которая изучает сущность производственных процессов и влияние способов переработки на качество продуктов. Из технологии пищевых производств товароведение получает данные о способах обработки сырья, изменениях физических, химических и механических свойств сырья в процессе производства готового продукта. Знания о сырье и технологии производства позволяют выявить факторы, влияющие на качество товаров, установить различия между их отдельными видами и сортами.

Поскольку пищевые продукты служат для поддержания жизнедеятельности человека, товароведение тесно связано с физиологией и гигиеной питания. В организме одновременно происходят процессы диссимиляции и ассимиляции. Непрерывно совершающийся процесс разрушения органических веществ в тканях человека — диссимиляция — требует созидательного процесса — ассимиляции, при котором пища обогащает ткани необходимыми органическими и минеральными соединениями. В физиологии питания пищевые продукты оценивают с точки зрения целесообразности их использования, соответствия потребностям организма в необходимых ему соединениях, доброкачественности и безвредности.

Товароведению необходимы знания метрологии (научной дисциплины об измерениях), которая дает возможность обеспечить единство измерений для количественной оценки качества товаров, математической статистики для обработки результатов экспериментов и установления их достоверности.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии торговли, организации коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Из экономических наук для товароведения особое значение имеют микро и макроэкономика. Экономическая география дает сведения о размещении сырьевых ресурсов в районах производства товаров, о географических направлениях их транспортирования и местах потребления.

Экономика торговли, организация торговли, маркетинг, организация коммерческой деятельности изучают спрос населения на пищевые продукты, их передвижение, сезонность потребления, экономическую эффективность различных методов торговли и ее организации. Результаты этих исследований используются товароведением. В свою очередь товароведные данные, т.е. знания материальной основы торговли, ценности пищевых продуктов и других товаров (их качества, ассортимента, состава, пищевой ценности, лежкоспособности), необходимы при изучении экономики и планирования, а также организации торговли. В организации торговли при разработке рекомендаций о размещении товаров на торговых предприятиях и организации их товародвижения учитываются физико-химические свойства товаров.

Разделы товароведения потребительских товаров. Товароведение потребительских товаров включает: общую часть, частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Изложение этого материала целесообразно проводить но унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данного товара потребительских свойств (назначение, надежность и т. п.); частная классификация и ассортимент; факторы, формирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства информации о товаре (маркировка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: