Назначение и классификация пассажирских станций
Пассажирские станции
Пассажирские станции устраивают для посадки высадки и обслуживания пассажиров в крупных городах, курортных зонах и в близи промышленных центров.
По основному назначению и характеру работы:
1. Обслуживающие дальнее, местное и пригородное движения;
2. Обслуживающие только пригородное движение;
3. Пассажирские технические станции.
По объему работы:
1. Крупные - число дальних поездов более 10 в сутки;
2. Средние - число дальних поездов 5…9 в сутки;
3. Небольшие - менее 5;
Если число пригородных поездов более 100 пар/сутки, то станция крупная.
По характеру работ:
1. Транзитно-конечные (обслуживают и сквозные и конечные поезда)
2. Конечные.
По взаимному расположению станции основных пассажирских устройств бывают 8 видов:
1. Перронные пути и пассажирские платформы;
2. Переходные мосты и тоннели;
3. Склады и камеры хранения багажа и грузообагажа, и почты;
4. Вокзалы и привокзальные площади;
|
|
5. Устройства для обслуживания туристических поездов.
Перронные пути бывают сквозные и тупиковые (для конечных поездов). Для соединения путей укладывают стрелки не круче 1/11, используют перекрестные стрелочные переводы, перекрестные съезды. За счет этого сокращается длина горловин, время на прием и отправление поезда, количество обратных кривых.
Пассажирские платформы бывают по конструкции высокие (1100) и низкие (200). Длина платформ не менее 450-500 метров для дальних поездов, 300 - для пригородных. Ширина основной платформы не менее 6 метров, а промежуточных не менее 7.
Для защиты пассажиров от дождя и снега устраивают одноопорные грибовидные перекрытия, многоопорные (для перекрытия нескольких платформ) и сплошные дебаркадеры (например Москва-пассажирская-Киевская).
Взаимное размещение платформ и перронных путей
На тупиковых станциях платформа расположенная с торца и соединяющая промежуточные является распределительной.
Пешеходные мосты и тоннели устраивают для перехода между платформами, соединения вокзала с платформами.
Недостатки мостов:
1. Незащищен от атмосферных осадков;
2. Ухудшает видимость сигналов на станции;
3. Неудобно подниматься на мост (минимальная высота подъема 7,5 метров);
Минимальная ширина моста 2,25м.
При использовании тоннелей глубина 3..3,5 метра, полностью защищены от атмосферного воздействия, не занимают территории станции.
Тоннели бывают:
1. Пешеходные;
2. Багажные.
Устройства для багажа и почты:
1. Багажные склады;
2. Камеры хранения;
3. Вокзальные, почтовые отделения;
4. Перегрузочные платформы;
|
|
5. Специальные пути (например ПБУ).
Для обслуживания туристических поездов устраивают пути стоянки, платформы, точку энергоснабжения, водоснабжения, канализации, предприятия культурно-бытового обслуживания.
Совместно с вокзалом проектируется привокзальная площадь, которая должна обеспечивать связь с городским транспортом имеет единый архитектурный облик.
В здании вокзала предусматривают залы ожидания (для пассажиров дальнего сообщения), кассы, админстративно-бытовые помещения и т.д.
Для соединения вокзала с платформами устраивают конкорсы (разновидность вокзала, в виде закрытого пешеходного моста, расположенного поперек путей и оборудованного залами ожидания).