Осуществление доверительного управления деятельностью заемщика юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации

Кроме нормативных актов в виде положений, указаний и инструкций, Банк России пишет кредитным организациям еще и письма. Которые, хотя они и носят рекомендательный характер, банки по возможности стараются исполнить, иначе последствия могут быть самые неприятные.

Некоторые вопросы определения размера расчетного резерва

Оценка размера расчетного резерва и резерва производится в соответствии с п. п. 2.1 и 3.1 Положения N 254-П.

Определение размера расчетного резерва и размера резервапроизводится на постоянной основе одновременно с оценкой кредитных рисков по ссудам, осуществляемой кредитной организацией в соответствии с гл. 2 - 6 Положения N 254-П.

Напомним, что расчетным резервом называется резерв, отражающий величину потерь кредитной организации по ссуде, которые должны быть признаны при соблюдении предусмотренного Положением N 254-П порядка оценки факторов кредитного риска по ссуде без учета обеспечения по ссуде, а резервом - то же самое, но с учетом обеспечения.

Определение размера расчетного резерва и формирования резерва

Резервы на возможные потери по ссудам. Порядок определения размера расчетного резерва и формирования резерва

ДОПОЛНЕНИЕ к МАтериала лекции

Глава 7 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) описывает порядок определения размера расчетного резерва и формирования резерва.

Тот факт, что свои письма регулятор не должен согласовывать ни с Минюстом России, ни с любыми другими заинтересованными лицами, дает ему возможность ничем не ограничивать свою фантазию по части усиления требований, усложнения процедур и расширительного толкования действующих нормативных актов. Классическим примером такого подхода является Письмо департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ от 23.04.2008 N 15-1-3-11/2036 "О некоторых вопросах определения размера расчетного резерва на возможные потери по ссудам".

В указанном документе Банк России "в связи с поступающими от территориальных учреждений вопросами по порядку определения размера расчетного резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П" рекомендует принимать во внимание следующее.

Наличие фактов, свидетельствующих об отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности в сфере материального производства или оказания услуг, рекомендуется в контексте п. 3.9 Положения N 254-П рассматривать как "иной существенный фактор", принимаемый во внимание при классификации ссуды. С учетом указанного фактора ссуду желательно классифицировать не лучше чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50%. Если же такой фактор имеет место по ссуде, классифицированной в IV категорию качества на основании оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, то расчетный резерв по ней рекомендуется определять в размере не менее 75%.

Под реальной деятельностью заемщика в сфере материального производства или оказания услуг понимается производство продукции (оказание услуг) заемщиком на базе собственных или арендованных основных средств. Одним из признаков реальной деятельности называется тот факт, что реализация продукции (оказание услуг) в пользу третьих лиц осуществляется без использования последними в целях оплаты денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков (опасности) понесения потерь.

Наличие обстоятельств, указывающих на сомнительный характер деятельности заемщика - юридического лица, рекомендуется рассматривать в качестве "иного существенного фактора", при котором ссуда классифицируется не лучше чем во II категорию качества с расчетным резервом не менее 20%.

При наличии указанного фактора по ссудам, классифицированным в III или IV категории качества на основании оценок финансового положения заемщиков и качества обслуживания ими долга, расчетный резерв по ним рекомендуется определять в размере не менее 50 или 75% соответственно.

Примерный перечень обстоятельств, указывающих на сомнительный характер деятельности (отдельных сделок) заемщика, включает:

- отсутствие у заемщика лицензии на осуществляемую им деятельность, которая должна быть лицензирована;

- отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и т.д.);

- непредставление заемщиком по запросам кредитной организации выписок по счетам, открытым в других кредитных организациях, отчетности, представляемой в органы статистики, отчетности (информации), представляемой в налоговые органы;

- проведение сомнительных сделок, перечень которых определен Письмом Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций";

- осуществление операций (сделок) по доверенности на постоянной основе;

- предпочтительное использование заемщиком неденежных форм расчетов (вексель, бартер, зачет, уступка прав требования);

- повторяющиеся случаи изменения места постановки на налоговый учет;

- регистрацию заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц;

- отсутствие информации об уплате налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер;

- фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;

- совмещение одним лицом обязанностей руководителя в нескольких организациях;

- отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера или бухгалтерской службы, за исключением случаев, когда ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации (аудиторской фирме) или бухгалтеру-специалисту (индивидуальному аудитору);

- отсутствие в штате заемщика работников, помимо руководителя и главного бухгалтера;

- использование при совершении операций системы удаленного управления счетом;

- повторяющиеся случаи утраты заемщиком первичных документов либо задержки с восстановлением утраченных документов;

В случаях, когда информация, представленная заемщиком, о характере, состоянии, масштабах его деятельности и о тенденциях развития бизнеса вызывает сомнения и нуждается в оценке на предмет достоверности, банку рекомендуется ознакомление с состоянием бизнеса заемщика на месте (выполнение принципа "знай своего клиента").

При учете стоимости (суммы) обеспечения, предусмотренного гл. 6 Положения N 254-П, при формировании резерва и оценке правомерности формирования резерва с учетом обеспечения рекомендуется уделять особое внимание:

- анализу юридических и практических аспектов, связанных с возможностью реализации банком залоговых прав;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: