Способ группировки в АХД
Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Примером типологических группировокмогут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировкипозволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировкииспользуются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировокизучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировкахтакоеделение изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.
Алгоритм построения группировок:
- определение цели анализа;
- сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
- ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
- выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;
- определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
- анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показателипоказывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.
Относительные показателиотражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.
Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженное в процентах.
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом - уровень показателя следующего года относится к предыдущему.
Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой.
Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде.
Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами.
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.).
При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.