Лекция № 2 Характеристика правового положения осужденных по уголовно – исполнительному кодексу РК

Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан.

Источники уголовно-исполнительного права.

Под источниками уголовно-исполнительного право РК понимается: общеобязательное правило поведения, которое состоит из законов и подзаконных актов. Во-первых, это: конституция Республики Казахстан, от 30.08.1995г. и с дополнениями и изменениями от 07.10.1998г.

Важнейшим из источников является уголовно-исполнительный кодекс РК, от 13.12.1997г. №208-1, который вступил в законную силу с 1 января 1998г. Где внесены следующие изменения и дополнения от: 5 мая 2000г. №47-II, от 23 июня 2000г. №57-II, от 16 марта 2001г. №163-II, от 16 июля 2001г. №244-I, от 24 декабря 2001г. №276-II, от 21 декабря 2002г. №363-II, от 10 марта 2004г. №529-II, 09.12.2004г. №10-III, 20.12.2004г. №13-III, 29.12.2004г. №25-III, 08.07.2005г. №67-III, 27.06.2006г. № 147-III.

Уголовно-исполнительный кодекс РК состоит из двух частей: Общей и Особенной. В общей части определяются задачи уголовно-исполнительного законодательства и его цели, принципы, правовое положение осужденных, а также системы учреждений и органов, осуществляющих исполнение наказания и соответственно контроль за их деятельностью. В особенной части содержатся положения, которые регулируют порядок исполнения всех видов наказания, порядок исполнения смертной казни и условия освобождения от отбывания наказания, и оказание социальной помощи освобожденных из мест лишения свободы, осуществление контроля за этой категорией лиц. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан распространяется на всю её территорию. В соответствии с Конституцией РК, уголовно-исполнительным законодательством действие последнего распространяются на всех лиц и применяются не только к гражданам РК, но и в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

Уголовно-исполнительное законодательство РК состоит из уголовно-исполнительного кодекса от 27.06.2006г. № 147-III и иных законов РК, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия исполнения и отбытия наказания и иных мер уголовно-правового воздействия на осужденных. Целью законодательства РК является восстановление социальной справедливости, исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, во время отбытия наказания, так и другими лицами. Уголовно-исполнительное законодательство имеет задачу урегулирование порядка и условий отбывания наказаний, основных средств исправления осужденных, соблюдение охраны их прав и законных интересов, по отбытии наказания оказание помощи в социальной адаптации. Военнослужащим, осужденным за воинские преступления порядок отбытия наказания исполняется на основании уголовно-исполнительного кодекса РК, положением «о дисциплинарном батальоне» Министерства обороны РК, в которых установлены правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, на них распространяются ограничения, предусмотренные нормативно-правовыми актами (ст.3 ч.1 УИК РК). В соответствии с уголовно-исполнительным законодательствам основанием исполнения наказания является приговор или постановление суда, вступившие в законную силу или акт амнистии, или помилование. Основные средства исправления осужденных – это формирование и создание у лица правопослушного поведения, доброжелательное отношение к личности, обществу, труду, нормам, правилам человеческого общежития. Также основными средствами исправления осужденных является урегулированный порядок исполнения и отбывания наказания (режим – в соответствии с правилами внутреннего распорядка), воспитательная работа, трудовая деятельность, получение среднего образования, подготовка и профессиональная переподготовка. Данные средства исправления применяется с учетом различных видов наказания, характера и степени общественной опасности, мотивы и формы вины совершенного преступления, поведение осужденного и его личность. Существенное отличие заключается в смягчении карательного воздействия на осужденных, совершивших преступление небольшой, средней тяжести, с одновременным ужесточением условий отбывания наказания в отношении опасных преступников и тех, кто упорно не желает встать на путь исправления, выполнять установленные правила внутреннего распорядка для лиц отбывающих наказание. В соответствии с этим значительно расширены права осужденных, что создало более эффективную защиту в социальной и правовой области. В соответствии с указом Президента РК от 18.12.2003г. «О моратории на смертную казнь» в Республике Казахстан временно приостановлено исполнение смертной казни, которая заменена пожизненным заключением. Правовое положение лица осужденного к смертной казни регламентировано ст.166 УИК РК. Раннее в годы СССР смертная казнь исполнялась на основе ведомственной секретной инструкции. Теперь их заменил единственный законодательный акт «Уголовно-исполнительный кодекс РК». Вслед за Уголовным кодексом РК пересмотрена система наказаний. Исключены изжившие меры, не оказывающие эффективных мер воспитательного воздействия на осужденных, и введены новые меры наказания (ст.111 УИК РК). Однако на наш взгляд в «правило внутреннего распорядка» для лиц отбывающих наказание утвержденное Министерством юстиции РК следует внести дополнение о следующем: до сих пор не установлен порядок и условия при которых осужденные в местах лишения свободы после отбоя (22 часа) для отправления естественных надобностей должны быть одеты. На наш взгляд более приемлемым было бы если осужденные будут одеты по полной форме по сезону. Это связано с тем, что одни дежурные службы и наряды в местах лишения свободы требуют от осужденных чтобы были одеты по полной форме, другой же наряд требует выход в нижнем белье, т.е. передвижение после отбоя, что создает ряд неудобств и недовольства со стороны спецконтингента. Введена новая схема отбывания наказания в виде лишения свободы путем установления разных условий отбывания наказания в пределах одной колонии.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и на основании ст.4 УИК РК. В Казахстане устанавливается порядок его применения во времени, иными словами, исполнение наказаний и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время его исполнения. Для определения условий действия закона во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия, а также придание ему обратной силы. Действие нормативного акта, который регулирует исполнение наказания, прекращается с момента опубликования закона об отмене конкретного акта, или же с того дня, который был специально оговорен во вновь принятом законе.

На основании уголовно-исполнительного кодекса РК от 27.06.2006г. № 147-III все положения кодекса о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничению свободы и ареста вводятся в действие законом РК, по мере создания необходимых условий, но не позднее 2003г.

В соответствии с нормами УИК РК, Правительством Р.К. утверждаются нормы питания, материально-бытового обеспечения, медицинского обслуживания, социального обеспечения осужденных (пенсии, пособия) к лишению свободы. Наказание в виде штрафа или конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, или судом по месту нахождения имущества, или по месту работы осужденного. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией Министерства юстиции РК, по месту жительства осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Приговор суда в части лишения почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга и квалификационного класса исполняется должностным лицом, присвоившим звание, классный чин, дипломатический ранг и другие. Наказание в виде ограничения свободы, ареста исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. По вопросам, связанным с исполнением наказаний, предусмотрено принятие ведомственных нормативных актов. Такие полномочия имеет Министерство юстиции и Министерство обороны РК, в составе которых создаются учреждения и органы, исполняющие наказания. Особое место в системе указанных нормативных актов занимают «Правила внутреннего распорядка» исправительных центров и «Правила внутреннего распорядка» исправительных учреждений, которые принимаются Министерством юстиции РК. Наказание военнослужащих исполняется: их содержанием в дисциплинарной воинской части – специально предназначенные для этого дисциплинарные воинские части. Арест – командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, ограничение по военной службе – командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие, условно осужденные военнослужащие находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции, контроль осуществляется командованием воинских частей (ст.14 ч.7 УИК РК). Наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы и следственными изоляторами, в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в следственных изоляторах исполняется исключительная мера наказания – смертная казнь (ст.14 ч.8 УИК РК). В основном это акты организационно-технического характера. Они принимаются на основе закона и в пределах полномочий, предоставленных соответствующему ведомству, например, порядок осуществления ведомственного контроля, порядок направления осужденных в исправительные учреждения и порядок их перемещения, порядок замены одного свидания другим (Замена краткосрочного свидания телефонным разговором ст.84 ч.3 УИК РК). Министерство обороны принимает правила отбывания уголовных наказаний военнослужащими. Так, правила распорядка исправительных учреждений содержат следующие группы процедурных норм: порядок приема осужденных в исправительные учреждения (ст.74 УИК РК), основные правила поведения осужденных (ст.77 УИК РК), взаимоотношения с персоналом этих учреждений, распорядок дня, порядок переписки осужденных, предоставление свиданий, телефонных разговоров, разрешение выездов за пределы исправительных учреждений, особенности их содержания в лечебных учреждениях, в строгих условиях и т.д. (ст.ст.83,85, 86, 87 УИК РК).

Согласно Конституции Республики Казахстан осужденные, отбывающие наказание, имеют права, свободы и несут обязанности граждан РК с ограничениями, установленными Конституцией, УИК, УК и иными законами РК. Так, например, осуждение лица к уголовному наказанию не влечет за собой лишения гражданства РК.

Лица, приговоренные к отбыванию наказания, имеют право получения общего и специального образования, право на труд, не прерывают связи с семьями, путем переписки, длительных и краткосрочных свиданий и телефонных переговоров.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств правовой статус лиц, отбывающих наказание, определяется как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через определенную совокупность прав, законных интересов и обязанностей, положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида.

Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказание.

В Республике Казахстан правовое положение осужденного в настоящее время регулирует только Уголовно-исполнительный кодекс, в части 1 статьи 8-ой УИК РК провозглашается, что «Республика Казахстан уважает и охраняет права, свободу и законные интересы осужденных, обеспечивает необходимые условия их исправления, гарантии социальной справедливости, социальную, правовую и иную защищенность их личности при исполнении наказаний».

Помимо уголовно-исполнительного законодательства, права этих лиц могут возникать в отношениях, регулируемых нормами гражданского, уголовного, трудового, семейного и других отраслей права.

Защита прав осужденных также обеспечивается при помощи прокурорского надзора, судебного, ведомственного и общественного контроля. Поэтому субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством возможность определенного поведения или пользования осужденным социальными благами, обеспечиваемыми юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания и других субъектов возникающих правоотношений.

Государство наказывая осужденного, не имеет право ущемлять его законные права и интересы, не связанные с совершением конкретного преступления. Именно законные интересы осужденных дают возможность дифференцированного подхода к каждому осужденному и стимулирование их исправления в процессе отбывания наказания. Законные интересы осужденных складываются из следующих элементов:

1) стремление к получению благ – за примерное поведение и добросовестное отношение к труду, активное участие в общественной жизни учреждения, где он отбывает наказания – получение дополнительных посылок и бандеролей, предоставление дополнительного длительного или краткосрочного свидания, телефонных разговоров и т.п.;

2) возможность ходатайствовать перед компетентными органами о реализации своих законных интересов – в случае освобождения от наказания в виде ограничение свободы, ареста и лишение свободы они имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи.

3) Обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов, которые закреплены в правовых нормах и удовлетворяются только после соответствующей оценки поведения осужденного администрацией учреждений и органов, ведающих исполнением наказания, а также прокуратурой и судом.

Значение обязанностей осужденных (в соответствии с правилами внутреннего распорядка) состоит в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности, не нарушать режим содержания в период отбывания наказания. Поведение осужденных в период отбывания наказания должно быть непререкаемо, а потому оно обеспечивается мерами государственного принуждения.

В связи с этим по нашему мнению можно сформулировать понятие юридической обязанности - это установленная в обязательные и запрещающие нормы права, мера поведения осужденного в период отбывания наказания, обеспечивающая достижение целей уголовного наказания и законных интересов как самого осужденного, так и других лиц.

Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказание, в законодательстве.

Правовое положение осужденных закреплено в Конституции РК и УИК РК, за осужденными сохраняется гражданство РК. К числу ограничений, которые сохраняются в правовом положении осужденных, относят следующее: лишены право участия в избирательных мероприятиях, запрещено пользоваться оружием и взрывчатыми веществами, цензура корреспонденции осужденных, производство плановых и внеплановых обысков в исправительно-трудовых учреждениях и. т.д.

Основные права осужденных изложены в ст. 10 УИК РК. Осужденные имеют право на получение информации о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, о своих правах и обязанностях. Данная информация предоставляется учреждением или органом, исполняющим наказание. В соответствии с законодательством осужденный имеет право обращаться с устными или письменными предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями исполняющих наказание, суд, органы прокуратуры, общественные объединения, а также в международные организации по защите прав и свобод человека.

Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны персонала; они не должны подвергаться жестокому обращению; на них распространяется право получения пенсий по возрасту или инвалидности, при потере кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Осужденные имеют право пользоваться услугами адвокатов и других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. Это право гарантируется осужденным независимо от вида назначенного наказания. Осужденным также гарантировано право на свободу совести и вероисповедания. К лицам, отбывающим наказание, по их просьбе приглашаются служители религиозных объединений. В учреждениях, исполняющих наказание, осужденным разрешается отправление не запрещенных законом религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые в данном случае религиозные обряды с приглашением служителей культа. Однако отправление религиозных обрядов является добровольным, оно не должно нарушать правил внутреннего распорядка, ущемлять права других лиц отбывающих наказание. В соответствии с законодательством осужденные, кроме лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также они имеют право участвовать в республиканском референдуме.

Система учреждений и органов, исполняющих наказание

В Республике Казахстан учреждения и органы исполняющие наказание в виде лишения свободы образуют уголовно-исполнительную систему (УИС). В соответствии с этим указанным обстоятельством исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках Министерства юстиции и Министерства обороны.

Наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления и перевоспитания осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнением наказаний является регулирование порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, также оказание им помощи в социальной адаптации. В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний без изоляции от общества. Так, осужденных, совершивших нарушение правил внутреннего распорядка наказывают, водворяя в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор (для несовершеннолетних) для предупреждения с их стороны новых правонарушений.

Виды учреждений и органов, исполняющих наказание

В статье 14 УИК РК определены органы и учреждения на которых возложена исполнение уголовных наказаний. Главное место занимают специализированные органы и учреждения входящие в уголовно-исполнительную систему. Так, наказание в виде штрафа или конфискации имущества должно быть исполнено судом вынесшее приговор, а также судом по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного. Исполнение наказания в виде лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. В то же время требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами имеющих права отозвать лицензию на занятие соответствующими видами деятельности. В соответствии с законодательством приговор суда в части лишения почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга и квалификационного класса исполняется должностным лицом которое присвоило звание, классный чин, дипломатический ранг и квалификационный класс. В то же время законодательством определено, что наказание в виде привлечение к общественным работам исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Наказание в виде ограничения свободы, ареста исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы. Исполнения наказания в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. В отношении военнослужащих наказание исполняется в виде содержания в дисциплинарной воинской части – которое специально предназначено для этого дисциплинарными воинскими частями: арест – командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт: ограничение по военной службе – командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие. Осужденным, которым наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы, следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в следственных изоляторах, где исполняется исключительная мера наказания – смертная казнь.

В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различают колонии общего, строгого и особого режимов. Женщины отбывают наказание в колониях общего и строгого режимов, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года, отбывают наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей) и общего режима (для девушек). Кроме того, существуют учреждения полуоткрытого типа (колонии-поселения) и закрытого типа.

Основным типом уголовно-исполнительной системы является исправительное учреждение. В отличие от тюрьмы, она приобщает осужденных к трудовой деятельности, профессиональной, а также общеобразовательной подготовке. Исправительное учреждение построено по отрядному принципу, где осужденные объединяются в бригады и отряды, и размещаются в общежитиях казарменного типа. В соответствии с этим можно сделать вывод, что в рамках уголовно-исполнительного законодательства имеются разграничения функции исполнения наказания и исполнения приговора, хотелось особо подчеркнуть, что законодатель возлагает последнюю функцию на администрацию организации, других участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к самым различным видам наказания. Все учреждения и органы исполняющие наказание в тесном взаимодействии с другими органами проводят комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступных проявлений среди осужденных.

Лекция № 3. Характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания и основных направлений контроля за их деятельностью

Под термином «взаимодействие» определяется в соответствии с законом деятельность учреждений и органов УИС, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов, усилия которых направлены на профилактику, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными, а также оказания эффективных мер воспитательного воздействия на них.

Взаимодействие с органами расследования, которые оказывают помощь администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, заключается в изучении личности осужденных путем предоставления развернутых характеристик и других материалов из уголовного дела. В случае совершения нового преступления осужденным в местах лишения свободы администрация в свою очередь оказывает помощь органам расследования в изучении личности осужденного, предоставляя на него подробную производственную характеристику.

2. Взаимодействие с судами. В судебном заседании суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая предпосылки для организации с ними последующей эффективной работы. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но и имеет своей целью признание своей вины в совершенном преступлении, что оказывает эффективные меры исправления и перевоспитания осужденного. Совершенно очевидно, что эффективность исполнения наказания находится в прямой зависимости от вынесенного приговора. Справедливый приговор способствует во многом исправлению личности преступника, и наоборот. При назначении наказания в виде лишения свободы суд не может ограничиваться только его размером, одновременно должен быть определен вид исправительного учреждения и режим колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Только путем индивидуализации наказания суд создает необходимые предпосылки для дальнейшей индивидуализации наказания в местах лишения свободы.

3. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.10.2005г. №988 «Об утверждении Типового положения о консультативно-совещательном органе по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание». Основными задачами консультативно-совещательного органа является выработка предложений по:

- оказанию содействия в деятельности учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

- размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) на предприятиях уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством.

- организации труда осужденных, в том числе развитие производства при исправительных учреждениях для нужд коммунальных служб и предприятий с целью обеспечения занятости лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

- к ним также относится определение границ прилегающих к территории учреждении уголовно-исполнительной системы.

- организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, в том числе устройства инвалидов и пенсионеров в дома инвалидов и престарелых.

-оказанию содействию и бытовом устройстве и организации других видов социальной и иной помощи лицам, освободившимся из исправительных учреждений, а также отбывающим наказания, не связанные с изоляцией от общества.

4. Взаимодействие с криминальной полицией органов внутренних дел. Такое взаимодействие осуществляется в целях личной безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказание, и аппарата полиции может осуществляться в виде профилактических бесед с осужденными, подлежащих освобождению, а также при проведении совместных оперативных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение со стороны осужденных новых преступлений.

5. В настоящее время возрос интерес общественности к местам лишения свободы. Это правозащитные организации, которые защищают права осужденных, так как имеются некоторые сложности в их трудовом и бытовом устройстве после освобождения и они стремятся улучшить их положение, расширение их прав, сужение круга правоограничения.

6. С развитием общественных отношений в настоящее время осуществляется тесное взаимодействие с представителями различных религиозных конфессий. Религиозные представители в соответствии с законодательством могут посещать учреждения, исполняющее наказания не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе.

7. Наряду с другими представители средств массовой информации (СМИ) также имеют право посещать учреждения и органы исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждении, либо вышестоящих органов. При этом видео съемка, кино, фото и интервью осужденных производится только с их письменного согласия.

Правовое положение персонала учреждений и органов, применяющих наказания

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от основания их поступления на службу (работу), должностного положения и выполняемых функций. Персонал дисциплинарных воинских частей состоит из военнослужащих, компетенция и полномочия которых определяются не только уголовно-исполнительным законодательством, но и законодательством о воинской службе в РК, воинскими наставлениями, уставами, правилами и другими нормативными актами Министерства обороны РК.

1) В системе Министерства юстиции персонал сотрудников имеет специальные звания рядового и начальствующего состава. Они комплектуются из граждан Республики Казахстан не моложе 18 лет и не старше 40 лет, в соответствии с конституционными нормами – независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии. Не могут быть сотрудниками персонала лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, имевшими или имеющими судимость.

Рабочие и служащие, т. е. вольнонаемный состав учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым, уголовно-исполнительным законодательством и другими нормативными актами.

2) к персоналу предъявляются требования по уровню образования. Так, большинство сотрудников персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее или среднее специальное образование, так как применение уголовно-исполнительного законодательства и оказание педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня квалификации. Так, сотрудники, работающие в оперативно-режимных подразделениях, должны иметь юридическое образование, а начальники отрядов - юридическое или педагогическое.

Требования, предъявляемые к персоналу, свидетельствуют о его профессиональной пригодности; сотрудники, допустившие жестокое или бесчеловечное отношение к осужденным, несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Дополнительной гарантией против таких действий персонала является дисциплинарная практика взысканий в отношении сотрудников. Так, в случае вынесения в течение года повторного дисциплинарного взыскания за вышеуказанные формы обращения с осужденными, сотрудники, допустившие такие нарушения, подлежат увольнению.

К руководителям таких учреждений предъявляются повышенные требования, руководители должны быть требовательны к себе и своим подчиненным, принципиальны, уважать окружающих.

3) Важное значение в правовом статусе сотрудников ИУ занимают полномочия, связанные с охраной осужденных, предупреждением и пресечением побегов, других преступлений в местах лишения свободы.

Для выполнения указанных функций сотрудникам ИУ предоставлено право осуществлять в установленном порядке регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино и видео съемку, дактилоскопирование. Они могут проводить обыск осужденных, их помещений и личных вещей, досмотр лиц посещающих исправительные учреждение. В случаях проведения операции по задержанию осужденных совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно возможное появление осужденных, сотрудники исправительного учреждения в праве осуществлять досмотр транспортных средств, проводить проверку документов граждан.

4) Руководители учреждений и органов исполняющих наказание в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РК, являются органами дознания, по делам о преступлениях совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях совершенных в расположении указанных учреждений. На них и подчиненных ему сотрудников возлагается обязанность принятие предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по расследованию преступлений. На основании закона об оперативно-розыскной деятельности, на оперативные подразделения исправительного учреждения для обнаружения преступлений и лиц их совершивших, возлагается обязанность проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

В Республике Казахстан под персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, подразумевают всех лиц работающих в учреждениях и органах исполняющих наказание, имеются ввиду (лица, работающие в исправительных и воспитательных учреждениях, следственных изоляторах, тюрем и работников уголовно-исполнительной инспекции).

Законодательством РК предусмотрена повышенная социально-правовая защита персонала таких учреждений. Такая защита осуществляется в двух видах:

1) предоставление правовых гарантий неприкосновенности персоналу и членам их семей;

2) установление социальных льгот персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет ряд льгот материального характера (повышенную заработную плату, включающую в себя оклад по занимаемой должности, оклад по специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет и стоимость продовольственного пайка). Заработная плата сотрудников персонала освобождена от уплаты подоходного налога с физических лиц. Правовое положение персонала характеризуется совокупностью его прав и обязанностей. Персонал делится на две категории: 1) – сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава; 2) – рабочие и служащие исправительных учреждений (вольнонаемный состав). Определенные требования предъявляются к образованию персонала, которые различаются в зависимости от должности и выполняемых функций. Сотрудники, работающие в оперативно-режимных частях должны иметь юридическое, начальники отрядов – педагогическое либо юридическое.

Для всех исправительных учреждений устанавливается конкретный лимит наполняемости осужденными, так как превышение лимита создает определенные сложности в работе персонала, поэтому законодательством предусмотрено, что при наполняемости исправительных учреждений сверх лимита должностной оклад работников исправительных учреждений увеличивается в размере 1% за каждый процент превышения численности осужденных.

Сотрудники исправительных учреждений имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях, кроме того, они имеют право на курортное лечение в санаториях, домах отдыха и туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация.

Сотрудники исправительных учреждений в сфере обеспечения режима отбывания наказания вправе требовать от осужденных и иных лиц (имеется в виду вольнонаемный состав) исполнение ими обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правовое положение персонала из числа рабочих и служащих определяется законодательством о труде и иными правовыми актами.

Для сотрудников персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, установлены льготы по приватизации занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг по оплате жилой площади.

Все эти льготы позволяют сотрудникам сосредоточиться исключительно на исполнении ими своих служебных обязанностей и повышают престиж их службы.

Наибольшим числом социальных льгот в силу особой трудоемкости работы пользуются пенитенциарные работники, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы. Сотрудники персонала подлежат обязательному государственному социальному страхованию за счет государства, такое же право имеют рабочие и служащие исправительных учреждений, а также судебные приставы.

Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Под безопасностью персонала понимают состояние защищенности жизни, здоровья и неприкосновенности личности сотрудников уголовно-исполнительной системы от преступных и иных противоправных действий осужденных и иных лиц.

Безопасность персонала повышает эффективность исправительного процесса. Для обеспечения безопасности применяются правовые и организационные средства, к которым можно отнести меры уголовно-правового характера, предусматривающие или усиливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности сотрудников исправительных учреждений. Такие меры классифицируются на три основные группы:

1) нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда жизни и здоровью представителей персонала (ч. 2 ст. 358 УК РК - побег из мест лишения свободы, из-под ареста, из-под стражи с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; ст. 361 УК РК - дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, связанная с угрозой или применением насилия в отношении сотрудников мест лишения свободы:

2) нормы, предусматривающие ответственность за насильственные действия в отношении представителей власти, так как часть сотрудников исправительных учреждений таковыми являются (применение насилия в отношении представителей власти, оскорбление представителя власти);

3) нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности.

В числе основных средств обеспечения безопасности персонала можно назвать меры уголовно-исполнительного характера, которые дополняют уголовно-правовые меры:

1) средства обеспечения безопасности персонала, носящие характер убеждения (разъяснение осужденным необходимости соблюдения установленного режима содержания);

2) средства обеспечения безопасности персонала, имеющие принудительный характер (надзор за поведением осужденных во время отбывания ими наказания);

3) обеспечение сотрудников огнестрельным оружием и специальными средствами защиты;

4) профилактическая деятельность оперативно-режимных частей, отделов безопасности, которые своей деятельностью предупреждают совершения преступления со стороны осужденных, в адрес персонала исправительных учреждений;

5) применение инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСО), связи и телевидения. В соответствии с требованиями УИК РК администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные наблюдения, электронные и другие технические средства надзора и контроля для профилактики совершения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой оперативной информации о всех внутренних процессах в поведении осужденных. В качестве действующих технических средств, которые эффективно влияют на обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений, следует указать на сигнализацию тревоги, телевизионные установки наблюдения за объектами, автоматическую блокировку дверей камер, переходов и т.п. Повышению безопасности персонала исправительных учреждений способствует ряд организационных мер:

а) создание специализированных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, отрядов специального назначения, в функции которых входит обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений;

б) в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников и членов их семей запрещено обнародование информации о месте их жительства, номера телефонов.

Важное значение мер безопасности, и оружия в системе средств обеспечения безопасности персонала определяется тем, что по своей юридической природе они представляют собой наиболее суровые меры государственного принуждения. Кроме того, меры безопасности применяются в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, и, вследствие этого, имеющих ограниченный правовой статус, а поэтому требуются достаточные гарантии по обеспечению законности применения мер безопасности и оружия, гарантии охраны прав и законных интересов, как самого персонала, так и лиц осужденных к уголовному наказанию. Меры безопасности и оружие применяются к осужденным и другим лицам в чрезвычайных ситуациях. Необоснованное или неправильное их применение может усугубить конфликтную ситуацию и привести к весьма тяжелым последствиям в виде массовых беспорядков осужденных (ст.241 УК РК), к захватам заложников или гибели людей (ст.234 УК РК). Меры безопасности являются, таким образом, мерами государственного принуждения, обоснованность и необходимость применения которых оценивается в рамках уголовно-правовых институтов необходимой обороны, причинения вреда при задержании преступника и крайней необходимости. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что меры безопасности призваны обеспечить как безопасность самих осужденных, так и персонала учреждений и других граждан. Меры безопасности и оружие могут применяться не только к осужденным, но и к гражданам, от которых может исходить опасность для персонала, осужденных или охраняемых объектов. Всегда, меры пресечения направлены на пресечение общественно опасных действий осужденных, т. е. таких действий, которые добровольно не прекращаются и грозят наступлением особо опасных последствий. При применении таких мер сотрудники обязаны предупредить о таком намерении, предоставив осужденным и другим лицам определенное время для выполнения своих требований. Время для выполнения требований не предоставляется в тех случаях, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность для персонала и других лиц, и осужденных, или может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является невозможным. Сотрудники персонала обязаны обеспечить пострадавшим после применения мер безопасности и оружия первую доврачебную помощь. Для этого персонал исправительных учреждений должны пройти курсы спецподготовки на оказание первой доврачебной помощи потерпевшим.

Сотрудники персонала ИУ вправе применить оружие:

- для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

- для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников персонала, осужденных и других лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;

- для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

- для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также на транспортные средства;

- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан и собственности и лица, пытающегося скрыться с места преступления;

- при задержании лица, пытающегося совершить побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных;

- для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить

законное требование сотрудников о сдаче оружия. Без предупреждения огнестрельное оружие применяется лишь в случаях:

1) отражения нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при побеге осужденных из мест лишения свободы с оружием при помощи транспортных средств (таран) либо из транспортного средства во время движения (при конвоировании на транспорте):

3) при попытке осужденного или иного лица приблизиться к сотруднику с огнестрельным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудниками персонала расстояние.

Оружие без предупреждения может применяться при попытке осужденного или иного лица прикоснуться к огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники персонала обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, находящихся на месте происшествия, а также для оказания пострадавшим первой доврачебной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: