Управление качеством товаров

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

Потребительские свойства товаров

Потребительские свойства — это объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе его потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека.

Все потребительские свойства можно разделить на две группы:

1) по природе потребления;

2) по характеру влияния на потребительскую стоимость.

По природе потребления различаются следующие группы потребительских свойств: физические, химические, физико-химические и биологические.

По характеру влияния на потребительную стоимость выделяют функциональные, эргономические, эстетические свойства товара, а также его надежность и безопасность.

Функциональные свойства обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением. Функциональные свойства имеют три группы показателей: совершенство выполнения основной функции, универсальность применения и совершенство выполнения вспомогательных операций.

Эргономические свойства обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, создают оптимальные условия для человека в процессе труда и отдыха, снижают утомляемость, повышают производительность труда. Эти свойства проявляются в системе «человек — изделие» в процессе потребления товара. Эргономические свойства делятся на следующие группы: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические свойства.

Эстетические свойства обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека, и в первую очередь потребности в прекрасном. Показатели эстетических свойств делятся на четыре группы: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида.

Надежность — свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. Надежность является сложным свойством, которое делится на более простые: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безопасность товара характеризует степень защищенности человека и окружающей природной среды от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при его потреблении. В зависимости от природы товара различают следующие виды безопасности товаров: электрическая, химическая, механическая, термическая и биологическая.

Классификация (лат. «classic» — разряд, «facere» — делать) — систематизированное разделение множества объектов на подмножества в соответствии с установленными правилами и принципами.

Основные понятия, термины и определения в области классификации объектов (товаров) установлены СТБ 6.01.1-2001 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Основные положения».

Различают иерархический и фасетный методы классификации.

В настоящее время функционируют различные категории и виды классификаций.

Категория классификации определяется сферой ее действия. Категории классификации: международные, региональные (межгосударственные), национальные (государственные), отраслевые.

Вид классификации определяется ее содержанием. Основными видами классификаций являются экономические, в том числе классификация видов экономической деятельности и продукции, социальные, статистические, стандартные, торговые, учебные.

Практическое применение систем классификаций неразрывно связано с кодированием — образование и присвоение объекту уникального кода.

Код — знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Цель кодирования — систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Объектом кодирования в товароведении может быть товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации.

Методы кодирования в значительной степени связаны с методами классификации.

Для образования кодов применяют две группы методов кодирования: регистрационные и классификационные.

В группе регистрационных методов выделяют порядковый и серийно-порядковый.

Группа классификационных методов кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов и разделяется на последовательный и параллельный.

Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и автоматизированного учета информации о товаре, закодированной в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов, которые имеют установленную форму, размер, цвет, что позволяет считывать информацию с помощью оптических устройств для автоматического ввода в вычислительную технику.

Основой штриховой идентификации является линейный код, разработанный в 1932 г. в Гарвардской школе бизнеса США.

В 1977 г. в Европе была установлена Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), ставшая европейским стандартом.

Штриховой код представляет собой комбинацию темных полос (штрихов) и светлых полос (пробелов) различной толщины, а также букв и (или) цифр.

Штриховые коды подразделяются на товарные и технологические.

Товарные штриховые кодыиспользуются для идентификации производителей товаров. Такая идентификация позволяет проследить путь продукции от производителя до конечного потребителя и момента утилизации товара.

В практике международной торговли широкое распространение получил 13- и 8-разрядный код Глобальной международной системы товарных номеров EAN / UCC. Эта система была образована на основе Европейской EAN International (European Article Numbering Association)и Северо-Американской UCC (Uniform Code Council)ассоциаций товарной нумерации.

Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Технологические коды применяются для идентификации объектов, мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов, как элемент автоматизированной системы управления предприятием.

В 1998 г. была создана и действует Ассоциация товарной нумерации ЕАN Беларуси — единственный на территории нашей страны законный представитель Международной ассоциации товарной нумерации EAN International.

Качество товаров — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции или товара. Каждый показатель имеет наименование, являющееся качественной характеристикой, и значение, являющееся результатом количественного и качественного измерения, характеризуемого размером и размерностью.

Для определения показателей качества используют следующие методы: органолептический, регистрационный, расчетный, измерительный, экспертный и социологический.

Все товары имеют общие и специфичные количественные характеристики. К общим количественным характеристикам товара относятся следующие физические величины: масса, длина, температура, а также производные от них величины — объем, теплопроводность, теплоемкость.

Специфичные количественные характеристики присущи обычно товарным партиям товаров: плотность, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное и (или) горизонтальное давление слоя товаров на строительные конструкции или нижерасположенные слои.

Обеспечение качества товаров — совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для приведения продукции в наибольшее соответствие установленным требованиям к ее качеству.

Схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения, в международной практике получила название петли качества или спирали качества, и является жизненным циклом товара.

Основными компонентами петли качества товара являются маркетинговая деятельность и изучение рынка, проектирование и разработка продукции, материально-техническое снабжение (МТС) производства, разработка технологии производства продукции, производство товара, контроль, испытание, обследование, упаковка и хранение, реализация и распределение, монтаж и (или) эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация после использования.

Факторы, влияющие на качество товара, можно разделить на формирующие и сохраняющие.

Формирующие факторы — комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к качеству продукции.

К этой группе факторов относятся проектирование и разработка продукции, сырье, конструкция, технология производства.

К сохраняющим факторам относятся упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

Необходимо строго соблюдать правила противопожарной и санитарной безопасности. Ядовитые и легковоспламеняющиеся товары надо хранить в изолированных помещениях.

Оценка качества товаров это количественная или качественная оценка свойств, составляющих его полезность, путем использования соответствующего метода.

Оценка уровня качества товаров — это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Управление качеством товаров — это действия, направленные на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Объектами управления являются качество товара, его свойства, показатели качества, а также процессы формирования, обеспечения и сохранения качества. К средствам управления относят технические нормативные правовые акты, технические задания, директивные документы по качеству, технические средства (средства измерений, оргтехника и пр.).

На качество товаров отрицательно влияют дефекты несоответствие товара установленным требованиям.

Дефекты классифицируются по значимости(критические, значительные, малозначительные), по возможности обнаружения (явные, скрыты), по возможности устранения (устранимые, неустранимые) и по происхождению (технологические, предреализационные, послереализационные).

В зависимости от уровня качества товары могут иметь градации.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей, передача которого потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Дефектное изделие — это изделие, имеющее хотя бы один дефект.

Контроль качества товаров — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые приводятся в договорах поставки и других документах, регламентирующих требования к качеству. Контроль качества является важнейшей функцией управления качеством.

Контроль качества подразделяется на государственный и общественный.

Государственный контроль делится на надведомственный и ведомственный. Надведомственный контроль осуществляют органы Госстандарта и специализированные государственные контрольные органы. Ведомственный проводится органами контроля и должностными лицами соответствующих министерств и ведомств на подчиненных им предприятиях.

Из общественных форм контроля в последние годы получил развитие контроль качества товаров обществами потребителей. Обществам потребителей предоставлено право проводить товароведческие экспертизы качества товаров, обращаться в суд с иском к изготовителям некачественной продукции, изучать общественное мнение об ассортименте и качестве товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: