Цели и задачи материальных ресурсов ориентированы на нужды управления. Такой анализ позволяет руководству:
1) правильно и своевременно информировать отдел заказов, выбрать оптимального поставщика с точки зрения географии поставок, качества и цены материалов, графика поставок;
2) организовать поставки прямо с колес и точно в срок, выявить трудности в снабжении, периодичность поставок и сроки;
3) изучить состояние запасов, определить их соответствие нуждам предприятия, выяснить случаи затоваривания;
4) организовать эффективную замену в случае отсутствия или несвоевременного поступления материалов;
5) своевременно контролировать выполнение графика поступления материальных ценностей в производство;
6) выявлять медленно оборачивающиеся материальные ценности и организовать их замену и реализацию, потери при транспортировке, складировании;
7) определить величину минимального и страхового запаса и установить, нужен ли страховой запас вообще;
8) рассчитать величину запасов материалов и полуфабрикатов для бесперебойного обеспечения производства;
|
|
9) определить поставщиков, сохранить длительные связи, найти новые рынки;
10) выявить формы и географию доставки, цену, транспортные тарифы, выбрать цены франко, формы и сроки оплаты, возможные сезонные колебания поставок;
11) определить количество и состав фактических остатков, сверхнормативные, ненужные материалы, сроки хранения;
12) рассчитать ликвидность запасов и их фактическую рыночную стоимость; их оборачиваемость, эффективность замедления и ускорения оборачиваемости; обеспеченность запасов собственными оборотными средствами и необходимость привлечения заемных средств;
13) определить обеспеченность производства материальными ресурсами и ее влияние на выпуск продукции;
14) организовать чет и планирование материальными ресурсами, нормирования материалов, учет и контроль за материалами по затратам и местам возникновения;
15) вывить возможность механизации работ по учету и анализу материалов; пути снижения норм расхода и общей материалоемкости продукции, уменьшить и ликвидировать потери, доходы, нерациональные и невыгодные замены;
16) определить пути уменьшения отходов в производстве, их вторичного использования и реализации;
17) выявить потери материалов при раскрое, потери в случае брака;
18) внедрить новые рецептуры сырья и материалов;
19) применять новые, прогрессивные технологии.
Все эти указанные цели направлены на улучшение результатов управления:
1) увеличение объема выпуска, улучшение качества продукции;
2) уменьшение материальных затрат на единицу продукции;
|
|
3) улучшение использования оборотных активов предприятия;
4) увеличение прибыли и улучшение финансового состояния предприятия.
Для целей управления необходима достоверная и своевременная информация по основным вопросам:
1) текущая потребность в сырье и материалах;
2) объем незавершенного производства;
3) сроки выполнения принятых заказов;
4) условия отгрузки;
5) требования к формам и срокам оплаты и т.д.
Результаты и возможности анализа определяются состоянием информации.
Информационную базу анализа составляют:
1) договоры поставок;
2) документы на доставку;
3) данные складского учета;
4) учет материалов в бухгалтерии.
Снабжение предприятия материальными ресурсами происходит по двум направлениям:
1. свободная реализация по договорам;
2. бесфондовое обеспечение в рамках госзаказов.
Потребность в поставках материальных запасов определяется на основе производственной программы и обоснованных норм по следующим направлениям:
1) потребность на программу планируемого периода;
2) запас материалов на конец планируемого периода, необходимый для бесперебойной работы в будущем;
3) ожидаемый остаток на начало планируемого периода;
4) количество и стоимость материалов, которые должны быть получены от поставщиков.
Объем поставок со стороны поставщиков рассчитывается следующим образом:
Потребность Плановый Общая Остаток Должно быть
по нормам + запас на = потребность - на начало = получено от
на программу конец года года поставщиков
Допустим, предприятию необходимо:
1) Исходя из потребности по плану 3750 т.
2) Заключено договоров с поставщиками на 3400 т.
Следовательно, не закрыто договорами 350 т. Процент реализации потребности составил:
3400: 3750 = 90,67%.
Очевидно вина отдела снабжения, который не смог разместить заказы на 350 т.
Далее, целесообразно проверять фактический расход путем составления баланса по следующее схеме:
Рмф = Рмп + Охбр + ПУН, где
Рмф – фактический расход материала;
Рмп – полезный расход на выпуск;
Охбр - отходы, наладка и брак в производстве;
ПУН – потери, угар, недостача и брак в производстве.
Обеспеченность предприятия материалами необходимо рассматривать с двух позиций:
1) с точки зрения обеспечения материалами на какую-то определенную дату;
2) с точки зрения обеспеченности в отчетном периоде в целом.
Надо знать количество имеющегося материала, норму расхода и суточный выпуск.
Одним из обобщающих показателей, характеризующих эффективность производства в части использования материальных ресурсов является материалоемкость продукции.