Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты с затратами или ресурсами, которые эти результаты обеспечивают.
Виды рентабельности:
1. Рентабельность продукции – отражает зависимость между прибылью от реализации продукции к затратам на ее производство. Рентабельность показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Рентабельность продукции можно рассчитывать по всему выпуску продукции и по отдельным ее видам.
2. Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручки от реализации продукции и показывает долю прибыли в выручки от реализации продукции.
3. Рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли полученной от использования всех активов предприятия и находится как прибыль до налогового обложения. Средняя стоимость всех активов предприятия.
– прибыль до налоговых отчислений;
А – средняя стоимость активов предприятия.
Наряду с расчетом рентабельности активов может быть определена и рентабельность отдельных групп активов. Например, необоротных и оборотных, а также их отдельных элементов основных средств запасов и так далее. Также может быть рассчитан с использованием чистой прибыли.
4. Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального, внутреннего развития предприятия. Предприятию необходимо найти оптимальное соотношение между использованием средств на потребление и накоплением. Поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Обратное соотношение рентабельности собственного капитала, представляет собой период окупаемости собственного капитала.
5. Рентабельность производственных фондов рассчитывается отношение прибыли до налогового обложения или чистой прибыли к стоимости производственных фондов.
6. Рентабельность инвестиций. Он характеризует прибыльность инвестиционных ресурсов, в целом по предприятию.
ВБ – валюта баланса
КО – краткосрочные обязательства предприятия
Основные пути повышения рентабельности на предприятии:
1. Снижение затрат на производство и реализацию продукции.
2. Наращивание объема производства продукции.
3. Рост цен на продукцию в результате повышения ее качества.
4. Улучшение ее производственных фондов.
5. Совершенствование структуры капитала и источников его формирования.
6. Повышение уровня организации производства и управления.
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Цена – это денежное выражение стоимости товара, также цена это сумма денег за которую покупатель готов купить товар, а производитель готов продать. От уровня цены зависит:
1. Величина прибыли предприятия.
2. Конкурентоспособность предприятия.
3. Финансовая устойчивость предприятия.
Функции цены:
1. Учетная функция – отражает общественную необходимые затраты труда на выпуск и реализацию, той или иной продукции.
2. Распределительная - состоит в том что государство через цена образование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Функции реализуется с помощью включения в себестоимость налогов (НДС, акцизы) пенсионный фонд, фонд социального медицинского страхования, а также косвенных налогов.
3. Функция балансирования спроса и предложения. Вырождается в том что через цены осуществляется взаимосвязь между производством и потреблением, предложением и спросом.
4. Как средство рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит прилив капитала в сектора производства и экономики с более высокой нормой времени.
5. Стимулирующая функция цены проявляется в том что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение научно технического прогресса, улучшение качество продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.
Элементы цены:
Элементы цены | |||||||||
Цена изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | ||||||
Себестоимость | Прибыль | НДС | Акцизы | Издержки на реализацию продукции | Прибыль посредника | НДС | Издержки торговых организаций | Прибыль торговой организации | НДС |
Отпускная цена изготовителя | |||||||||
Оптовая цена посредника | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
Цены:
1. Оптовые цены.
2. Закупочные цены по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки.
3. Цены на строительную продукцию, которые включают в себя сметную стоимость и договорные цены.
4. Розничные цены.
5. Тарифы грузового и пассажирского транспорта.
6. Тарифы на платные услуги населению.
7. Цены обслуживающие внешний торговый оборот.
8. Трансфертные цены – это цены по которым внутренние подразделении и филиалы, интегрированной фирмы, обмениваются между собой факторами производства и продукцией.
В зависимости от сферы регулирования:
1. Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг, на основе спроса и предложения.
2. Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон, при этом продавец и покупатель заключает договор, то есть принимают на себя определенные обязательства.
3. Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то условия.
4. Регулируемые цены, они устанавливаются под контролем государства или отдельных субъектов Российской федерации. Различают прямое и косвенное регулирование, которое осуществляется путем установления фиксированной, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цен через изменения налогов и процентных ставок по кредитам. В Российской федерации государственное регулирование ценообразование осуществляется на основании указа президента №221 «О мерах по упорядочивание государственных цен, тарифов». Ценообразование в отраслях относящихся к естественным монополиям осуществляется в соответствии с федеральным законом №147 «О естественных монополиях».
Классификация в зависимости от территории действия: различают единые, поясные цены. Они устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Они устанавливаются наследующие виды продукции и услуг:
1. Газ природный, кроме реализуемого населения и жилищно-строительный подразделений.
2. Продукция ядерного, цикла.
3. Драгоценные металлы и сплавы.
4. Продукция оборонного производства.
Зональные цены – устанавливаются и регулируются исполнительными или органами исполнительной власти в регионах и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных регионов.
Пример: Газ природный, электроэнергетика, топливо печное, бытовое и керосин. Оплата населением жилья и коммунальных услуг.
В зависимости от методов включения транспортных расходов и цен на товары выделяют. Цена «Франко-склад поставщика» Это означает что переводы по затратам по доставки продукции на счет покупателя.
«Франко-склад» управления - продавец включает расходы по доставки продукции на станцию управления.
«Франко-склад» потребителя – то есть все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия:
1. Твердые – то есть постоянные которые не меняются в течении всего срока действия контракта.
2. Текущие – меняются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.
3. Сезонные цены – действующие в течении определённого промежутка времени
4. Скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления и позволяют учитывать изменение в издержках производства за время изготовления.
Факторные влияют на уровень цен:
1. Спрос на продукцию
2. Государственное регулирование цен
3. Инфляция
4. Конкуренция
5. Издержки на производство и реализации продукции и другие факторы
Стратегии цена образования:
1. Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности.
2. Получение сфер прибыли путем снятия сливок с рынков.
3. Вытеснение конкурентов
4. Обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращения банкротства.
5. Внедрение на рынке новой продукции.
6. Завоевание лидерства по показателям качества.
Этапы процесса ценообразования:
1. Постановка целей и задач ценообразования
2. Определение уровня спроса на данный вид продукции
3. Оценка издержек производства и степень регулирования цен на продукцию
4. Анализ цен и товаров конкурентов
5. Выбор стратегии и методы ценообразования
6. Расчет исходной цены изделия
7. Учет влияния на цену изделия дополнительных факторов
8. Установление окончательной цены изделия.