Этапы развития экономической мысли

Выделяют 3 этапа:

1. Донаучный

2. Научный

3. Постиндустриальный

Донаучный (IV век до н.э. – XIV в н.э.) связан с возникновением учения по ведению хозяйства о роли государства. В этот период сформировались основные категории экономической теории: товар, стоимость на денежные отношения. Экономическая мысль следовала за развитием экономических отношений, которая отражала низкий уровень производительных сил.

Научный этап (нач. XV века ­– сер XX века). Систематизация категорий была вызвана развитием производительных сил. С XV века активно развивалась международная торговля. В последствии, с развитием промышленности, с формированием производственных, кредитных отношений. Основные школы экономической науки:

1. Мерконтелизм (XVI век) – теория, основанная на предположении о ведущей роли торговли и денежного обращения в экономике.

2. Классическая английская политическая экономия (XVIII век). Предпосылками возникновения стало зарождение промышленности, промышленного производства, которое получило роль источника национального богатства. Форма национального богатства – это промышленный капитал, в частности акционерный. Адам Смит обосновал теорию экономики с минимальным вмешательством в государство. Основная идея классической школы «невидимая рука», которая принадлежит рыночной экономике и сама направляет субъектов (предпринимателей) на совершение действий, полезных для всего общества, всей экономики. Государство при этом должно справедливо перераспределять доходы, например, путем налогообложения и установления норм хозяйственной деятельности.

3. Неоклассическая политическая экономия XIX век. В середине XIX века развитие промышленного производства привело к появлению проблем, не решаемых в рамках классического подхода, значительное неравенство дохода. Возникла необходимость пересмотра роли государства. Неоклассики предложили усилить государственное воздействие на экономику, используя косвенные регуляторы (процессные ставки, налоги, государственный кредит, государственный протекционизм)

4. Немецкая экономическая школа и учения Карла Маркса (сер. XIX века). В Германии произошел синтез экономических и социологических учений, в результате которых возникло Марксово учение по социальной или классовой политической экономики. В центре были социальные процессы или социальные отношения в экономике. Главное из них отношение собственности. Решение проблем индустриальной экономике XIX века предлагалось становление принципиально новых отношений в сфере распределения капитала, продуктов труда, доходов и т.д.

Кейнсианство (нач. XX века)

Основатель Джон Кейнс.

Джон Кейнс предложил пересмотреть основную задачу государства. Не производство максимально возможного количества благ из имеющихся ресурсов, а создание максимального спроса на благо. Это стало возможным благодаря тому, что к концу XIX века развитие промышленности, усиление монополии введены в перепроизводство. В связи с этим Кейнс рекомендовал государству использовать инструмент регулирования экономики ранее считавшейся «запретным» (цены, инвестиции, собственность и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: