Точечная перекрестная эластичность

Дуговая эластичность предложения определяется, если даны значения двух точек на кривой предложения.


Поведение потребителя и рыночный спрос

Действие закона спроса объясняется поведением потребителя на рынке. Существует две теории объяснения потребительского поведения:

1) количественная (кардиналистская) теория предельной полезности

2) порядковая (ардиналистская) теория предельной полезности

Теория потребительского поведения и потребительского выбора исходит из следующих предпосылок:

1. Поведение отдельного потребителя зависит от того, какую полезность приносит ему тот или иной товар.

2. Потребитель действует в условиях двух ограничений:

А) цена на товары

Б) бюджет потребителя

3. Предполагается, что действия потребителя рациональны, т.е. он стремится таким образом распределить свой бюджет между различными товарами, чтобы достичь максимальной общей полезности, поэтому спрос на товары складывается в ходе формирования всей потребительской картины.

Полезность блага (U) – способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Общая полезность (TU) – это удовлетворение, которое приносит определенный набор единиц данного блага (ед.изм.-ютиль).


Предельная полезность (MU) – это дополнительные удовлетворения, которое приносит еще одна дополнительная единица блага.

или

TR=P*Q

MR=TR`

При увеличении Q на 1 дополнительную единицу, предельный доход будет равен цене. Следовательно, кривая предельного дохода будет совпадать с кривой спроса фирмы.

Исходя из выше названных ограничений, необходимо определить какой объем производства надо выбрать фирме, чтобы максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции. Прибыль будет максимальная, если будет максимальная разница между общим доходом и общими издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что фирма максимизирует прибыль только при таком объеме выпуска, при котором соблюдается равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC).

Для доказательства этого утверждения представим совокупный доход и совокупные издержки в зависимости от объема производства. Совокупный доход определяется как суммарный доход, получаемый от продажи определенного количества продукции.

TR=P*Q

Отсюда предельный доход представляет собой прямую, исходящую из начала координат, т.к. цена в условиях современной конкуренции постоянна.

Общие (совокупные) издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Совокупное рассмотрение общего дохода и общих издержек позволяет определить границы допустимой деятельности фирмы.

А и В – критический объем производства. Прибыль максимальна в том случае, если разница между общим доходом и общими издержками наиболее велика. В интервале (Q1;Q2) предприниматель получает прибыль; если объем производства меньше Q1 или больше Q2, то фирма несет убытки, т.к. общие издержки ТС больше общего дохода.

Максимальную прибыль фирма будет получать при объеме выпуска, равному Q опт. В той точке угловые коэффициенты общего дохода и общих издержек равны, следовательно, соблюдается равенство MR=MC.

При совершенной конкуренции условие максимизации прибыли принимает вид:

P=MR=MC

Фирма в условиях совершенной конкуренции будет расширять объем производства до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Если MC<P, то производство следует наращивать. Если MC>P, то производство следует прекратить. В краткосрочном периоде правило MR=MC позволяет фирме не только максимизировать прибыль, но и минимизировать убытки.

При цене Р1 фирма получает сверхприбыль. При цене P2 сверхприбыль равна Q, однако фирма получает нормальную прибыль. При Р3 фирма несет убытки, но данная цена еще окупает средние переменные издержки, поэтому фирме следует продолжать выпуск продукции.

При цене Р4 фирма уже не окупает средние переменные издержки AVC и ей следует уйти из отрасли. Во всех случаях фирме необходимо производить продукцию, пока предельные издержки не совпадут с предельным доходом.

В краткосрочном периоде времени можно выделить четыре состояния фирмы современного конкурента:

1) Предельная фирма – фирма, покрывающая только средние переменные издержки и в силу этого находящаяся на грани закрытия.


2) Запредельная фирма – средние переменные издержки не покрываются ценой, поэтому она покидает отрасль.

3) Фирма, получающая нормальную прибыль, т.к. цена на ее продукцию равна средним общим издержкам.

4) Фирма, получающая сверхприбыль, т.к. цена на ее продукцию выше средних общих издержек.

При рассмотрении долгосрочного периода времени необходимо обратить внимание на следующие элементы:

а) в долгосрочном периоде фирма может изменить свои производственные мощности, поэтому все ее издержки становятся переменными.

b) кроме внутриотраслевой в действие вступает межотраслевая конкуренция, приводящая к переливу капитала из отраслей, несущих убытки в отрасли, где фирмы получают сверхприбыли. Этот процесс приводит к тому, что в отраслях, где есть возможность получать сверхприбыль, цены начинают снижаться до уровня средних издержек долгосрочного периода. В отраслях, где фирмы несли убытки, происходит сокращение фирм до уровня средних издержек долгосрочного периода, поэтому в долгосрочном периоде сверхприбыль фирмы совершенного конкурента будет равна 0.

Условия равновесия фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде:

P=MC=MR=ATCкраткоср.=minATCдолгоср.

В состоянии равновесия фирма не имеет побудительных мотивов к изменению своего состояния.

Условиями равновесия фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде являются:

1) Фирма не имеет мотивов к изменению объема выпуска, что достигается при условии Р=МС;

2) Фирма удовлетворена размерами своего предприятия. Они оптимальны, если средние издержки краткосрочного периода АТС совпадают с минимумом средних издержек долгосрочного периода;

3) У фирмы нет стремления уйти из отрасли, а у других фирм нет мотивов войти в данную отрасль, следовательно, сверхприбыль должна быть равна нулю. Это достигается при условии Р=АТСдолгоср.

Анализ рынка совершенной конкуренции позволяет сделать вывод о его эффективности: цена равна минимальным средним издержкам, что свидетельствует о производственной эффективности фирмы.

Р=МС, значит, ресурсы распределены наиболее оптимально, совокупная выгода потребителей и производителей будет максимальна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: