Степень новизны товара
“Душой” маркетинга являются потребности людей. Выявление потребностей, анализ их структуры, изменений – ключевой пункт коммерческого поведения предприятия. Желания, вкусы, предпочтения людей переменчивы. Маркетинг способен создавать такие новые товары, которые удовлетворяют новые потребности и дают возможность выиграть в условиях конкуренции.
С точки зрения маркетинга новые товары можно разделить на:
1. Товар, не имеющий аналогов на рынке, являющийся оригинальным итогом принципиально новых открытий и изобретений, являющихся следствиями качественных прорывов в науке. Таких товаров мало – аппарат факсимильной связи, ЭВМ.
2. Товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по отношению к товарам-аналогам, имеющимся на рынке. Вместо грампластинок – лазерные звуковоспроизводящие диски.
3. Товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально не изменились. Фотоаппараты с автоматической системой выдержки и расстояния, телевизоры на батарейках.
|
|
4. Товар рыночной новизны, т.е. новый только для данного рынка. Услуги кабельного телевидения.
5. Старый товар, успешно нашедший себе новую сферу применения. Валенки на рыбалке или охоте.
Создание и вывод на рынок нового товара являются для производителя своеобразной проверкой на прочность. Из 80-100 идей новых товаров в жизнь воплощается всего лишь одна. Производитель находится “между двух огней”. С одной стороны, без новизны не обойтись, а с другой – каждый новый товар – новый коммерческий риск без страховки от провала. Для выхода из данной ситуации разрабатываются определенные приемы рыночной стратегии предприятия.
Качество товара – совокупность характеристик, отвечающих на вопрос “какой товар (продукт) произведен?”.
В эти характеристики входят:
- надежность в работе и долговечность;
- экологичность (соответствие требованиям защиты окружающей среды);
- эргономичность (учет свойств и особенностей человеческого организма);
- эстетичность (внешняя форма и вид, привлекательность, выразительность);
- соответствие назначению, технология изготовления и т.д.
Качество – это то, что считает таковым потребитель, а не производитель.
Пример. Маргарин 80%-ной жирности с добавками соевого и кокосового масел. Производитель считает этот маргарин по его качественным характеристикам «почти маслом». Покупатель может не заметить, что маргарин имеет 80% жирности, и не знать, что данный уровень жирности соответствует маслу. Для него сложившийся стандартный образ качества продукта «маргарин» может перевесить все «плюсы» данного конкретного маргарина, делающие его аналогом масла. Перенеся на «маргарин – почти масло» образ качества стандартного маргарина, потребитель переносит и те качества, которые в данном маргарине отсутствуют. В восприятии потребителя этот продукт остается «жиросодержащим продуктом второго сорта».