Монополистическая конкуренция. Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов»

Рынок олигополии

Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов». Это тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции.

Важнейшей характерной чертой олигополии является всеобщая зависимость конкурентов друг от друга. Эта зависимость проявляется в необычном виде кривой спроса, с которой сталкивается фирма-олигополист (рис. 13.5).

Ц
Ц
Цр, отр
а) в отрасли
б) для фирмы
С
С
П
П
Vпродаж
Vпродаж
Рис 13.5 Кривые спроса для рынка олигополии
Vр
Vфирмы
Е
С
С1

Из графика видно, что каждой фирме в условиях олигополистической структуры рынка кривая спроса представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) – отрезок ЕС. В сторону же понижения цены – неэластичной (более крутой) – отрезок ЕС1. Другими словами, в точке Е, которая соответствует установившейся отраслевой цене, кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены. Этому есть объяснение.

Каждый олигополист учитывает, что если он пойдет на снижение цены, его действия вызовут ответную реакцию конкурентов, которые для того, чтобы не потерять свою долю рынка, также вынуждены будут снизить цену. Возросший вследствие понижения цены совокупный спрос распределится, таким образом, между всеми конкурентами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется только часть возросшего спроса, т.е. она будет иметь примерно такую же долю рынка, как до снижения цены. В итоге относительное уменьшение цены окажется больше относительного увеличения объема спроса, а это, как известно, характеристика неэластичного спроса.

Если же фирма-олигополист повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и тогда фирма потеряет своих потребителей, спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен. Резкое падение объема спроса при незначительном повышении цены, является характеристикой эластичного спроса.

Таким образом, фирме-олигополисту целесообразно сохранять цену на уровне перегиба, то есть на уровне установившейся отраслевой цены.

Основными стратегиями ценообразования в условиях олигополии являются лидерство в ценах и координация действий при установлении цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из большого количества фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Товары здесь не вполне взаимозаменяемы и отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением.

Это не просто различия, например, в цвете автомобилей или тем более их марках. Даже один и тот же сорт баночного пива может, с точки зрения покупателя, быть дифференцированным: например, если покупатель привык покупать это пиво в магазинчике с очень симпатичной продавщицей. Такое же пиво в другом магазине его не интересует.

Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

Особенность маркетинга в этих условиях заключается в выявлении специфических потребностей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играет неценовая конкуренция: реклама изделия, присвоение товарам марочных названий, совершенствование личной продукции.

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет свою кривую спроса, сумма которых составляет общий рыночный (отраслевой) спрос. Этот факт объясняется тем, что потребитель различает дифференцированные товары разных фирм.

При неэластичном спросе на свою продукцию фирма может и поднять цену для увеличения объема выручки. Конкуренты при этом не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли, полюбили и твердо предпочитают данный продукт.

При эластичном спросе, то есть при наличии большого количества товаров-заменителей, фирме приходится устанавливать цену рядом с ценой конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: