Поведение фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде

Краткосрочный период – это период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее (или период, недостаточный для изменения производственных мощностей).

В краткосрочном периоде предприятию выгодно увеличивать производство до тех пор, пока это увеличение будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с издержками производства. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельной выручки и предельных издержек производства. Эта точка называется точкой оптимального выпуска. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.

Закон. Фирма достигает максимума прибыли при таком объеме производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам.

Так как в условиях чистой конкуренции предельная выручка равна цене товара, то фирма достигает максимума прибыли, когда предельные издержки становятся равными цене (рис. 15.2).

Ц
Vпр
 
Sпред
Впред = Ц
Vопт
Рис. 15.2 Максимизация предприятием прибыли

Для того чтобы точно определить объем получаемой прибыли, необходимо рассмотреть одновременно динамику предельных издержек, предельной выручки и себестоимости (рис. 15.3).

Sпред
Впред = Ц
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
V1
S1
Ц1
М
К
Рис. 15.3

В точке максимума прибыли (т.V1) себестоимость равна S1. Следовательно, валовые издержки, связанные с производством продукции в объеме V1в = S1*V1) равны численному значению площади прямоугольника 0S1КV1.

Соответственно площадь прямоугольника 0Ц1МV1 отражает валовую выручку (Вв = Ц1*V1).

Тогда площадь заштрихованного прямоугольника S1Ц1МК - это общая масса прибыли, получаемая фирмой в точке максимума прибыли. Она может быть представлена формулой:

П = (Ц – S) * Vпр.

Предположим, что цена начнет плавно падать. Графически это можно изобразить как перемещение кривой Впред = Ц вниз (рис. 15.4). До каких пор в этом случае продавец будет получать прибыль? До тех пор, пока цена превышает минимум себестоимости.

Sпред
Впред1 = Ц1
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
V1
Ц2
Ц1
М
К
Рис. 15.4 Снижение прибыли до нулевой в результате падения цены
Впред2 = Ц2
Впред3 = Ц3
Ц3
V2
V3

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена больше себестоимости.

2. В точке равновесия (Впред = Ц = Sпред = S) фирма получает нулевую экономическую прибыль.

Если же цена ниже себестоимости, то фирма несет убытки при любом объеме продаж (рис. 15.5).

Sпред
Впред = Ц
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
V2
S2
Ц
Рис. 15.5
Убыток
V1
S1
V3
S3

До каких пор фирма может не закрываться, а продолжать свою деятельность? До тех пор, пока предельная выручка (цена) превышает переменную составляющую себестоимости. Валовая выручка в этой ситуации полностью покрывает постоянные издержки и часть переменных. Причем фирма минимизирует свой убыток в точке равенства Впред = Ц = Sпред (рис.15.6).

Как только цена опускается ниже минимума Sпер, фирма стремится минимизировать свой убыток путем закрытия (рис. 15.7).

Sпред
Впред = Ц
S
Ц, S, Sпер, Sпост, Sпред, Впред
Vпр
 
V
S
Ц
Sпер
Sпост
Рис. 15.6 Минимизация фирмой убытков

Sпред
Впред = Ц
S
Vпр
 
V
S
Ц
Sпер
Sпост
Рис. 15.7 Случай закрытия предприятия
Sпер
Ц, S, Sпер, Sпост, Sпред, Впред

15.2.2 Поведение фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде

Долгосрочный период – это период, достаточный для вхождения новых предприятий в отрасль (если это сулит больше прибыли) или выхода из нее (если предприятие начинает нести убытки). Долгосрочный период характеризуется еще и тем, что увеличиваются производственные мощности предприятий.

В долговременномпериоде предприятие или фирма также стремятся максимизировать свою прибыль. Для этого они выбирают наиболее прибыльные отрасли и если это выгодно меняют свой профиль.

Введем три условных упрощения, которые позволяют выявить наиболее важные действия фирм в долгосрочном периоде:

1) Изменяется только число фирм в отрасли.

2) Все фирмы отрасли имеют одинаковые издержки производства.

3) Цены на ресурсы отрасли не изменяются с изменением объемов производства.

Если цена в отрасли превышает себестоимость производства продукции, то отрасль дает экономическую прибыль. Это привлекает в данную отрасль новые предприятия. В результате предложение продукции начинает расти, а цена на нее - падать (пока она не дойдет до уровня себестоимости производства). После этого приток капиталов в отрасль прекратиться, а цена стабилизируется на уровне, равном себестоимости производства.

Если же в краткосрочном периоде фирма имеет убыток, часть фирм начнут покидать такую отрасль, это уменьшит предложение и приведет к росту равновесной цены. Убытки фирм ликвидируются, и прибыль будет сведена к нулю. Отрасль приходит в равновесие: исчезают стимулы как для вступления в отрасль, так и для выхода из нее.

Таким образом, в долговременном периоде конкурентная фирма находится в «состоянии покоя», т.е. ситуации, когда ее экономическая прибыль равна нулю (рис. 15.8).

Sпред
Впред = Ц
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
S
Ц
Рис. 15.8 Фирма - совершенный конкурент в долговременном периоде

Откинем упрощения. Тогда правомерно возникает вопрос: «Какие именно фирмы первыми уйдут из отрасли?»

Если убрать второе допущение, то явным становится то, что первыми уйдут предприятия и фирмы, имеющие более высокие индивидуальные издержки производства.

Допущение, что при расширении отрасли издержки производства остаются постоянными, также неточно. Если отрасль потребляет только ей присущие ресурсы (например, сахарная свекла на сахарном заводе), то увеличение спроса на ресурсы вызывают рост их цен, а следовательно – рост издержек производства в расширяющейся отрасли. И это гораздо более распространенное явление. Большинство расширяющихся отраслей являются отраслями с возрастающими издержками производства, так как вхождение новых фирм ведет к росту цен на ресурсы.

Таким образом, если спрос увеличивается, то сначала растет среднеотраслевая цена и появляется экономическая прибыль (можно сказать - сверхприбыль, так как она превышает нормальную прибыль). Но затем целых два фактора начинают снижать прибыль: рост предложения снижает цену, а рост цен ресурсов повышает издержки производства. В конце концов, устанавливается новая равновесная цена, несколько выше, чем прежняя. Эта более высокая цена необходима, чтобы стимулировать увеличение производства при возросших издержках производства.

Совершенная конкуренция является образцом эффективности по двум причинам.

Во-первых, равенство Впред = Ц в долговременном периоде означает, что фирма вынуждена добиваться минимальных затрат ресурсов, чтобы «уложиться» в цену, не зависящую от ее воли. Говоря иначе, совершенной конкуренции свойственна производственная эффективность.

Во-вторых, равенство Впред = Ц означает, что при совершенной конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Вместе с тем, ряд обстоятельств можно отнести к недостаткам этой модели рынка: совершенная конкуренция не занимается созданием общественных благ; не способствует НТП, являясь безубыточной в долговременном периоде; не может обеспечить разнообразия продуктов и услуг, занимаясь созданием стандартизированных продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: