Предприятие в условиях монополии

Монополия, как и конкурентная фирма, стремится к максимизации своей прибыли.

Проблему максимизации прибыли монополией можно решить двумя путями, а точнее, двумя аналитическими инструментами: 1) методом сравнения валовой выручки и валовых издержек; 2) методом сравнения предельной выручки и предельных издержек.

1. Сравнение валовой выручки и валовых издержек.

Увеличить спрос на свою продукцию монополист может, только снижая цену. Каждая следующая проданная единица продукции, с одной стороны, увеличивает валовую выручку на величину своей цены, а с другой стороны – снижает ее, так как все единицы продукции начинают продаваться по этой, более низкой цене. С какого то момента времени проигрыш от низких цен перестает компенсироваться выигрышем от расширения продаж – валовая выручка начинает последовательно сокращаться. Таким образом, кривая валовой выручки фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.

Пример:

Число произведенных единиц товара Цена Валовая выручка Предельная выручка
        -9

Изобразим на одном графике кривую валовой выручки и кривую валовых издержек (рис. 15.9).

Vпр
Ив, ВВ
Ив
ВВ
V
А
В
Рис. 15.9 Валовые издержки и валовая выручка монополиста

Максимум общей прибыли будет при таком объеме производства, когда разница между выручкой и издержками максимальна (расстояние между точками А и В).

2. Сравнения предельной выручки и предельных издержек.

Предельная выручка характеризует прирост валовой выручки. С каждой следующей реализованной единицей продукции предельная выручка уменьшается. Когда рост продаж становится таким, что предельная выручка превращается в отрицательную величину, начинается и уменьшение валовой выручки. В условиях несовершенной конкуренции предельная выручка меньше цены (рис. 15.10).

Vпр
Ц
С
Впред
V
А
В
Рисунок 15.10
О
С

Так, например, в рассмотренном выше примере, продав 3-ю единицу за 31 руб., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (с 41 до 36 и с 36 до 31). Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену, включая и тех, кто купил бы товары и за 41, и за 36 руб. Убыток на предшествующих единицах будет равен 10 рублей (5 руб. * 2). Этот убыток и вычитается из цены в 31 руб. и получается предельный доход – 21 руб.

Часть кривой спроса составляет эластичный отрезок АО, когда уменьшение цены вызывает увеличение валового дохода, а другая часть кривой спроса – ОВ – неэластична, когда дальнейшее снижение цены влечет за собой снижение и валового дохода.

Монополист не подстраивается к существующим на рынке ценам, а сам выбирает такую комбинацию количество-цена, которая располагается на эластичном отрезке кривой спроса и приносит ему наибольшую прибыль. Какова конкретно эта комбинация цены и количества, зависит еще и от издержек производства (рис. 15.11).

Рисунок 15.11
Vпр
С
Впред
Vм
Е
Е1
С
>
Цм
S
Sпред

Как и в условиях совершенной конкуренции, максимум прибыли достигается при Впред = Sпред. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е, от которой проводим вертикаль до кривой спроса (точка Е 1). Таким образом, узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне Цм. Заштрихованный прямоугольник показывает прибыль монополиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: