Монополия, как и конкурентная фирма, стремится к максимизации своей прибыли.
Проблему максимизации прибыли монополией можно решить двумя путями, а точнее, двумя аналитическими инструментами: 1) методом сравнения валовой выручки и валовых издержек; 2) методом сравнения предельной выручки и предельных издержек.
1. Сравнение валовой выручки и валовых издержек.
Увеличить спрос на свою продукцию монополист может, только снижая цену. Каждая следующая проданная единица продукции, с одной стороны, увеличивает валовую выручку на величину своей цены, а с другой стороны – снижает ее, так как все единицы продукции начинают продаваться по этой, более низкой цене. С какого то момента времени проигрыш от низких цен перестает компенсироваться выигрышем от расширения продаж – валовая выручка начинает последовательно сокращаться. Таким образом, кривая валовой выручки фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.
Пример:
Число произведенных единиц товара
| Цена
| Валовая выручка
| Предельная выручка
|
|
|
|
-9
|
Изобразим на одном графике кривую валовой выручки и кривую валовых издержек (рис. 15.9).
Рис. 15.9 Валовые издержки и валовая выручка монополиста
|
|
Максимум общей прибыли будет при таком объеме производства, когда разница между выручкой и издержками максимальна (расстояние между точками А и В).
2. Сравнения предельной выручки и предельных издержек.
Предельная выручка характеризует прирост валовой выручки. С каждой следующей реализованной единицей продукции предельная выручка уменьшается. Когда рост продаж становится таким, что предельная выручка превращается в отрицательную величину, начинается и уменьшение валовой выручки. В условиях несовершенной конкуренции предельная выручка меньше цены (рис. 15.10).
Так, например, в рассмотренном выше примере, продав 3-ю единицу за 31 руб., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (с 41 до 36 и с 36 до 31). Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену, включая и тех, кто купил бы товары и за 41, и за 36 руб. Убыток на предшествующих единицах будет равен 10 рублей (5 руб. * 2). Этот убыток и вычитается из цены в 31 руб. и получается предельный доход – 21 руб.
Часть кривой спроса составляет эластичный отрезок АО, когда уменьшение цены вызывает увеличение валового дохода, а другая часть кривой спроса – ОВ – неэластична, когда дальнейшее снижение цены влечет за собой снижение и валового дохода.
Монополист не подстраивается к существующим на рынке ценам, а сам выбирает такую комбинацию количество-цена, которая располагается на эластичном отрезке кривой спроса и приносит ему наибольшую прибыль. Какова конкретно эта комбинация цены и количества, зависит еще и от издержек производства (рис. 15.11).
>
Как и в условиях совершенной конкуренции, максимум прибыли достигается при Впред = Sпред. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е, от которой проводим вертикаль до кривой спроса (точка Е 1). Таким образом, узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне Цм. Заштрихованный прямоугольник показывает прибыль монополиста.